В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для
совместного обучения
мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э.
Как в Греции, до 7 лет
дети воспитывались дома под присмотром рабов,
нередко ими были греки,
учившие их греческому языку. Затем они
отправлялись в школы, где обучались
сыновья и дочери свободных римлян и
вольноотпущенников, то есть бывших
рабов. Владельцами таких частных школ чаще всего
были греческие рабы,
получившие свободу.
Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети
проходили под руководством
литератора, который учил их (как в Греции
грамматист) чтению, письму и
счету. Иногда арифметикой занимался особый
учитель, именуемый знакомым нам
словом калькулятор. Счетным материалом, как и в
Греции, служили камешки, а
также пальцы на руках. На левой руке были единицы
и десятки, на правой —
сотни и тысячи. Таблицу умножения ребята должны
были зазубрить. Заучивая на
память, ученики повторяли хором за учителем. В
школе царила жесточайшая
дисциплина. Применялись и телесные наказания,
против которых выступали
милосердные учителя и прогрессивные философы.
Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы
дни назывались в Риме
"фериями" (feriae), то есть праздничными днями.
Религиозных и государственных праздников было
много, так что дети успевали
отдохнуть от уроков. Летом занятий не было:
приблизительно с конца июля,
когда всходил Сириус, самая яркая звезда в
созвездии Большого Пса (Canis
Major), наступали каникулярные дни — каникулярии
(caniculares), иначе, "дни
собачек", самые знойные в году. Дети прекращали
занятия и возобновляли их
только к середине октября, когда спадала жара.
Зато учились римские мальчики
и девочки целый день, от зари до вечера, делая
перерыв лишь для обеда.
Специальных школьных зданий, подобных
современным, не было, обычно снимали
помещение в частном доме. Столов тоже не было,
учитель восседал на катедре
(кафедре) — кресле с высокой спинкой, а дети
располагались на стульях или
табуретах, держа в руках и на коленях школьные
предметы. Писали, как и
греки, на навощенных табличках. Иногда
использовали папирусные свитки и даже
пергамен, который после употребления продавался
торговцам для обертывания.
На стенах школьного помещения висели разной
величины таблицы и картины с
изображением мифологических и исторических
сцен.
Дети из малообеспеченных семей в начальной школе
завершали свое образование.
Девочки под руководством частного учителя —
грамматика — продолжали обучение
дома. Римляне серьезно относились к воспитанию и
образованию женщин. Девушки
должны были знать литературу, грамматику,
риторику, уметь петь, танцевать,
понимать музыку, некоторые из них специально
занимались географией,
геометрией, математикой и даже медициной. Лучшим
комплиментом молодой
римлянке были слова "puella docta". Мальчики 12 лет
приступали к среднему
школьному образованию. На этом этапе их учителем
был грамматик, с которым
они читали греческих и римских поэтов, писателей,
философов, драматургов. От
него они получали знания о литературе, ее жанрах,
о музыке. Необходимым
считалось изучение астрономии, грамматики и
геометрии.
Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и
третья высшая ступень
образования: школа ритора (риторика значит
"красноречие"). Здесь учились
ораторскому искусству, искусству спора,
упражнялись в составлении речей на
исторические, литературные и политические темы,
овладевали декламацией.
Жители провинций отправляли подростков и юношей
учиться в большие города.