В III веке до н. э. под греческим влиянием возникла
римская литература.
Почтенные историки составляли римские анналы
(летописи) на греческом языке.
В I веке до н. э, жил прославивший римскую
литературу Цицерон (106—43 до н.
э.) — величайший оратор, писатель, знаток
греческой философии. Его
публицистические произведения относят к лучшим
образцам римской прозы.
Сохранилось более 50 речей Цицерона и сочинений
по теории риторики. Цицерон
был не только замечательным писателем и
выдающимся оратором, но и видным
государственным деятелем, юристом, знатоком
философии. Его творчество
открыло в римской литературе эпоху «золотой
латыни», считавшейся образцом
прозы.
Больших успехов достигла римская поэзия в I веке
до н. э. Современниками
Цицерона были великие римские поэты Лукреций (ок.
96—55 до и. э.) и Катулл
(87/84 — ок. 54 до н.э.). Лукрецйю принадлежит
замечательная философская
поэма «О природе вещей», представляющая мир
комбинацией атомов и дающая
понятие теории эволюции. Большую известность из
лирических поэтов получил
Гораций (65—8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах»
и посланиях которого
до нас дошло множество философских рассуждений и
житейских наставлений,
написанных в духе эпикуреизма и стоицизма. Его
трактат «Наука поэзии» стал
теоретической основой классицизма. Не менее
прославленным поэтом являлся
Овидий (43 до н. э.— ок. 18 н. э.). Его перу принадлежат
любовные элегии и
послания, проникнутые юмором и иронией
дидактические поэмы «Наука любви»,
«Средства от любви». Мифологический эпос
«Метаморфозы» (о «превращениях»
людей и богов в животных, созвездия и проч.) и
«Фасты» (о римских
религиозных праздниках) выступают памятниками
европейского значения. Овидий
оказал большое влияние на литературу
средневековья и Возрождения.
Правление императора Августа (63 до н. э.— 14 н. э.)
названо «золотым веком»
римской поэзии. Он вошел в историю как правитель,
во времена которого жили
великие поэты и писатели. Вокруг его друга —
богача и покровителя искусств
Гая Мецената (?—8 до н. э.), чье имя стало
нарицательным, — сложился кружок
литераторов, возвеличивавших римскую старину.
Самый знаменитый из них —
Вергилий. «Энеида» была написана но заказу
Августа и воспевала историю
римского народа и прародителей рода Августа.
Задушевным другом Мецената был
и величайший римский лирический поэт Гораций, Он
предсказал бессмертие своим
стихам в оде «Памятник».
Поэт Вергилий (70—19 до н. э.) прославился как автор
«Энеиды» в 12 книгах,
ставшей римским национальным эпосом.
Римская литература представлена целым
созвездием выдающихся имен: писатели
Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического
романа «Метаморфозы, или
Золотой осел», Плутарх (ок. 46 — ок. 119), сатирики
Ювенал (ок. 60 — ок.
127), Петроний (?—66), Лукион (ок. 120— ок. 190).
Выдающимся писателем был
Варрон (116—27 до н. э.). Главное произведение
Варрона «Древности дел
божеских и человеческих» — своеобразная
историческая, географическая и
религиозная энциклопедия. Его перу принадлежит
500 грамматических,
историко-литературных произведений, биографий
выдающихся граждан,
философских произведений. Уже при жизни его
авторитет считался неоспоримым.
Крупнейшими римскими комедиографами были Плавт
(250—184 до н. э.), Теренций
(190—159 до н. э.). В заимствованные у греков сюжеты и
ситуации они внесли
колорит римской жизни. Ими были созданы комедия
нравов, в которых отражена
повседневная жизнь и основные типажи римского
общества. Плавту приписывали
создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20.
Изображая в комедиях
скупых отцов, воинов-наемников, богемных юношей,
хитрых, находчивых рабов,
автор исподволь противопоставлял испорченность
греков непорочности римлян.
Комедии Плавта были первыми пьесами с ярким
римским юмором и сочным
латинским языком. Комедии Теренция отличаются
точной характеристикой
персонажей, тщательной мотивацией поступков и
искусной драматургией.
Раскрывая основные темы комедий (проблемы семьи,
любви и человечности), он
избегал вульгарности и грубого юмора Плавта. Его
произведения отличались
изяществом языка и были рассчитаны на
образованных читателей.
Римское театральное искусство в основном шло по
пути подражания греческим
бытовым комедиям, но было построено на материале
из жизни римского общества.
Жанр высокой трагедии, берущий начало из
античной классики с ее идеями
трагическое вины и неизбежного рока, у римлян не
получил развития. Он не
нашел и не мог найти эмоционального отклика у
людей, живших но четким нормам
права и рассудочным принципам.