Больших успехов достигли в Риме просвещение и
научная жизнь. Обучение
состояло из трех ступеней: начального, школы
грамматики и школы риторики.
Императоры ассигновали крупные суммы на
содержание школ риторики. В
начальной школе учили читать, писать, считать. В
средней школе
учителя-грамматики преподавали греческий язык и
семь свободных искусств —
грамматику, диалектику, риторику, музыку,
арифметику, геометрию и
астрономию, а также архитектуру и медицину,
Последняя ступень представляла
собой высшую школу, и в ней обучались искусству
красноречия и философии.
Владение риторикой было необходимым условием
политической карьеры.
В римской системе образования, позаимствовавшей
образца у греков, математика
тем не менее отошла на второй план, а на первый
выдвинулись право, языки,
литература и история. Уроки музыки и гимнастики
заменялись верховой ездой и
фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в
отличие от Греции,
уделялось не философии, а риторике На
завершающем этапе нередко
предпринимались образовательные поездки в
греческие культурные центры,
особенно в Афины.
Центрами научной деятельности были Рим,
Александрия, Афины, Карфаген.
Большое значение придавалось в Риме в I — II веках
географическим знаниям,
медицине и истории. Появляются трактаты Страбона
(64/63 до н. э. — 23/24 н.
э.), Птолемея (после 83 — после 161). «Естественную
историю», являвшуюся
энциклопедией по физической географии, ботанике,
зоологии, минералогии,
создал Плиний Старший (23/24— 79). Больших успехов
добилась медицина - врач
Гален(129-199) проводил опыты по изучению дыхания,
деятельности спинного и
головного мозга, дал первое анатомическое
описание организма. В этот период
были созданы школы для подготовки врачей.
Особенно большой вклад в развитие историографии
знания внесли Тацит (ок. 58
— ок. 117) и Тит Ливий (59 до н. э, — 17 н. э.). К
сожалению из 142 книг по
истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35.
Крупный римский историк Тацит
— автор работ «Анналы», «История», «Германия»,
где освещается не только
история Рима, но также общественное устройство и
быт древних германцев.
К этому времени относится деятельность
греческого писателя и философа
Плутарха (ок. 45 — ок. 127). Главное сочинение —
«Сравнительные
жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50
биографий) — и сегодня входит
в культурный арсенал европейцев.
Греческие ученые приглашались наставниками и
воспитателями в богатые римские
семьи, а их научными открытиями восхищались
римские ученые мужи,
использовавшие свои аналитические способности в
более практических целях,
например, в земледелии или управлении
государством. В области науки и
философии достижения римлян были скромными. В
эпоху Римской империя
основными центрами научной деятельности
оставались города эллинистического
Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины и,
конечно, Рим и Карфаген.
Для римлян была характерна любовь к прикладным
наукам, особую роль среди
которых играла юриспруденция - наука о праве. Уже
с III века до н. л. можно
было получить консультацию профессионального
юриста, во II веке до н. э.
появляются первые правоведческие исследования,
а в I веке до н, э, уже
существовала обширная юридическая литература,
представленная трудами таких
авторов, как Муцин Сцевола и Сервий Сульпиций
Руф, которые занимались и
практической деятельностью, выступая на
судебных процессах.
Центром изучения философии в Римской империи
(как и в классической Греции, и
в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I—II веках
н. э. среди знати особенно
популярен был стоицизм, основными
представителями которого в это время были
Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 н. э.) и император Марк
Аврелий (121— 180н.
э,). Низшие слои общества особенно почитали
бродячих философов-киников.