Это один из наиболее достопримечательных
исторических памятников Италии,
которому посвящено множество исследований и
описаний.
Помпеи и Геркуланум - два римских города, которые
были расположены в
юго-западной части Средней Италии, в области
Кампания (буквально -«страна
полей»), которую благодаря красотам
Неаполитанского залива и благоприятным
условиям обитания в древности, обычно называли
«Счастливой Кампаньей». Город
Помпеи, основанный еще в VIII в. до н.э., сначала
принадлежал этрускам,
грекам, самнитам, а затем перешел к римлянам. Он
был небольшим, но
процветающим торговым центром. Геркуланум,
названный так в честь Геракла,
был основан в VI в. до н.э. Его также завоевывали
воинственные самниты, а
позднее он стал римским патрицианским городом,
местом отдыха знати. Местное
же население занималось главным образом рыбной
ловлей и производством
оливкового масла. Словом, это были
провинциальные, ничем особенно не
выделявшиеся города. Известность они приобрели в
79 г. н.э., когда произошло
извержение вулкана Везувий, у подножия которого
они были расположены.
Везувий, бездействовавший многие столетия,
неожиданно пробудился. Сначала
над его кратером появилось облако горячего пара
и пепла, а 24 августа
началось сильное землетрясение,
сопровождавшееся выбросом из расколовшегося
жерла вулкана огромной массы камней, пепла,
вулканической грязи и лавы.
Нависшая над Везувием туча опускалась все ниже,
наступивший мрак прорезывали
только вспышки огня. Завершивший извержение
горячий ливень как бы
сцементировал все эти вулканические выбросы. В
результате цветущая
прибрежная зона Неаполитанского залива за один
день превратилась в
безжизненную пустыню. Погибли города, селения и
виллы, располагавшиеся у
подножия Везувия. Город Помпеи был разрушен
каменными бомбами, вылетавшими
из жерла вулкана, засыпан вулканическим пеплом,
залит горячим дождем. Поток
высотой до 15 м полностью поглотил и Геркуланум.
Хотя большинству жителей
обоих городов удалось спастись, многие все же
погибли. Среди них оказался и
знаменитый римский писатель Плиний Старший,
гибель которого подробно описал
его племянник Плиний Младший в письмах к
историку Корнелию Тациту. Да и
спасенным пришлось пережить все ужасы
неожиданного бегства, потерю
имущества. Достаточно вспомнить знаменитую
картину Карла Брюллова «Последний
день Помпеи».
Рассказы об этой страшной катастрофе еще долго
жили в людской памяти. Но
прошли столетия, и никто уже не представлял себе,
где именно находились оба
города. Когда местные крестьяне при рытье
колодцев находили остатки древних
строений, никто уже не связывал их с забытыми
городами.
Местонахождение Помпеи было обнаружено только в
XVII в. при постройке
водопровода, но раскопки здесь начали лишь в XVIII
в., а на более научной
основе продолжили в XIX и XX вв. Благодаря работе
археологов, которые
расчистили территорию города, восстановили
разрушенное и поврежденное,
Помпеи превратились в большой
археолого-музейный резерват под открытым
небом, позволяющий представить себе, каким был
италийский город 2000 лет
назад. Н.В. Гоголь увидел в нем «прекрасные
небеса, мир, богатый искусством
и человеком».
Раскопки Геркуланума начали только в XIX в., но
производили в основном уже в
XX в. Этот город, залитый жидкой вулканической
грязью, был разрушен гораздо
меньше. Но и по сей день из под земли освобождена
лишь сравнительно
небольшая его часть.
Как объект Всемирного наследия археологический
резерват Помпеи более всего
интересен тем, что дает возможность
познакомиться с типовой планировкой и
застройкой римского города.
Помпеи имели четкую планировку. Две главные
улицы города проходили с севера
на юг и с запада на восток. Остальные улицы,
мощеные каменными плитами,
проходили параллельно главным, разделяя весь
город на девять
районов-кварталов. Центром городской жизни была
прямоугольная площадь
форума, окруженная зданиями храмов, базилики,
городской курии,
архива-табулария, рынка. В южной части города
находился большой театр с
хорошо сохранившимися скамьями для зрителей,
врезанными в склон холма, и
сценой; он был рассчитан на 5000 зрителей. В
юго-восточной части Помпеи
размещался эллипсообразный амфитеатр, где
происходили бои гладиаторов. А у
ворот в городской стене обычно размещались
гостиницы, трактиры, лавки,
конюшни. В городе были также термы, публичный дом.
Среди его жилых зданий (домусов) интерес
представляют дома ремесленников с
мастерскими и магазинами, а в особенности дома
богатых людей,
землевладельцев и торговцев. Судя по раскопкам,
типовой богатый дом имел
главную комнату - атрий - с бассейном (имплювием) в
центре, куда через
отверстие в крыше попадала дождевая вода. К
атрию, где хозяин принимал
деловых посетителей, примыкал его кабинет -
таблиний, из которого открывался
вид на перистиль - внутренний сад. К атрию и
перистилю обычно примыкали
столовая - триклиний - с ложами для трапезы,
рассчитанная на прием гостей, а
также спальни (кубикулы), библиотека. Имелась
также баня с холодной и
горячей водой.
Дома в Помпеях интересны не только своей
внутренней планировкой, но и
декоративным убранством - скульптурой и в
особенности хорошо сохранившимися
яркими фресками, изображавшими людей, животных,
мифических богов, цветы,
орнаменты. С элементами такого декора ныне можно
познакомиться как в самих
зданиях города, так и в небольшом музее,
созданном при резервате. Они
демонстрируются и в национальном музее Неаполя-.
Геркуланум также был поделен прямыми улицами на
восемь кварталов. В нем
также были театр, термы, палестра. Здания
Геркуланума, не разрушенные градом
камней, а залитые вулканической грязью,
сохранились в большей целости. Да и
сам тип их был несколько иным благодаря большому
числу богатых вилл. В этих
домах и виллах лучше сохранилась настенная
роспись и напольная мозаика.