История Древнего Рима охватывает период с VIII в.
до н. э. по V в. н. э.
Древние римляне оставили после себя грандиозные
архитектурные ансамбли,
сооружения потрясающей инженерной техники,
реалистический, доходящий иногда
до беспощадности характеристик портрет в
скульптуре, высокие образцы
монументальной живописи и произведения
прикладного искусства. Римское
искусство многое взяло, творчески переработав, у
Древней Греции, но выросло
оно на земле, где уже была собственная,
древнеиталийская культура, начало
которой восходит еще к III тысячелетию до н. э. и в
которой наиболее
интересным и развитым было искусство этрусков.
Происхождение и язык этрусков до сих пор
полностью не выяснены. Большинство
исследователей склоняются к их малоазийскому
происхождению. Уже в VIII в. до
н. э. этруски заявили о себе как отважные мореходы
и опытные торговцы.
Города этрусков были прекрасно укреплены,
соединялись благоустроенными
дорогами и мостами. Это были маленькие
военно-жреческие рабовладельческие
города-государства с царями во главе. Как и греки,
этруски были язычниками,
многобожниками, но их религия была мрачнее, в ней
большую роль играли
божества смерти, загробного мира, а главными
богами были Юпитер, Юнона и
Минерва (что соответствовало греческим Зевсу,
Гере и Афине), и потому многие
храмы имеют интерьер, разделенный на три целлы.
Архитектура этрусков близка греческой, но
этруски использовали камень только
в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены —
из сырцового кирпича.
Этрусский храм стоит на высоком постаменте —
подиуме, к колоннаде портика
ведет лестница. Как и греки, этруски украшали
храм расцвеченными рельефами и
статуями, но из терракоты. Эти скульптуры VII—VI вв.
до н. э., периода
расцвета этрусков, по стилю соответствуют
греческой пластике времен архаики,
но много условнее, орнаментальное и динамичнее.
Жилища этрусков имели
строгую осевую композицию, но были самой
разнообразной планировки, от
прямоугольных до круглых. Представление о них
дают сохранившиеся до нашего
времени гробницы.
О жизни этрусков можно многое почерпнуть из
росписей гробниц, высеченных в
скале или возведенных из камня наподобие
кургана. Стены гробниц расписаны
сценами заупокойного культа, изображениями охот,
пиров, состязаний, битв,
сюжетами из мифологии. Из них мы узнаем и многие
детали быта: костюм,
утварь, мебель, даже типы музыкальных
инструментов (роспись гробницы
«Пирующих»; начало V в. до н. э., Тарквинии).
У этрусков рано развилась скульптура. Еще
терракотовые погребальные урны
VII—VI вв. до н. э., в которых хранился пепел умерших,
имеют крышки с
изображением фигуры или бюста усопшего, всегда
портретного характера,
лаконичного и выразительного. Такого же типа
полуфигуры украшают крышки
саркофагов. Изображение условно, в чем-то
схематично, но одной-двумя
деталями мастер умеет создать вполне реальный
образ.
Этрусская керамика близка греческой по форме, но
отличается техникой
исполнения. Этруски обжигали сосуды до черноты,
почему они и получили
название «буккеронеро» — «черная земля»,
полировали так, что они походили
скорее на изделия из бронзы или золота, и
украшали либо процарапанным
рисунком, либо рельефным изображением животных
или птиц (собрание этрусских
ваз в Эрмитаже). Этруски — искусники в ювелирном
деле, знали зернь и
филигрань, но особенно славились в бронзовом
литье. Именно этрускам
принадлежит знаменитая Капитолийская волчица
(начала V в. до н. э.),
сохраняемая и по сей день в Риме как величайшая
реликвия, ибо напоминает
знаменитую легенду о создании Рима.
С V в. до н. э. начинается упадок этрусских городов,
их главным соперником
на море становятся Сиракузы. В IV в. до н. э. Этрурия
попадает под власть
Рима, и с этих пор римское искусство уже играет
главную роль. Но традиции
этрусского искусства несомненно сказались на
формировании искусства Древнего
Рима.