В просторной котловине, в окружении пологих холмов, у самого подножия Северных Апеннин на границе двух областей Италии - Тосканы, из которого идут корни европейской культуры, и Эмилии по обоим берегам реки Арно раскинулась Флоренция (население 460 тыс. жителей). Город был основан этрусками, затем завоеван римлянами. Сохранилось немало узких средневековых улиц с домами-крепостями, но все же преобладают памятники архитектуры Возрождения - эпохи его наивысшего расцвета. Сокровищами искусства и памятниками многовековой истории Флоренция привлекает к себе многочисленных туристов из всех стран мира.

florencepi.jpg (10391 bytes)

 С вершины ближайшего холма четко выделяются три главные достопримечательности Флоренции, возвышающиеся над морем черепичных крыш: купол собора Санта Мария-дель-Фьори, колокольня Джотто и стройная башня Синьории (Палаццо Веккьо) средневековой городской ратуши.

 Исторический центр города - площадь Синьории, где размещена коллекция шедевров скульптуры: "Давид" Микеланджело, "Персей" Челлини и др. В последние годы "Давида" пришлось переместить в музей, его место на площади заняла копия. С площадью Синьории связаны все важнейшие события бурной истории Флоренции.

 Главный флорентийский собор Санта Мария-дель-Фьори (XIII-XIV века) является третьим в мире по величине после соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне. Он поражает гармоничностью форм, нарядной причудливой облицовкой из белого, розового и зеленого мрамора. Купол собора, несмотря на огромные размеры, производит впечатление невесомого. Рядом с собором, под стать ему, причудливо украшен разноцветным мрамором высокий параллелепипед колокольни Джотто. Одна из самых знаменитых церквей Флоренции - готическая базилика Санта Кроче (усыпальница Микеланджело, Галилея, Макиавелли, Россини и других великих итальянцев).

florencepi2.jpg (10264 bytes)

 Очень живописна набережная реки со старинными мостами, самый древний - Понте Веккьо, на котором уже много лет размещаются ювелирные лавки. Во Флоренции много зелени, сконцентрированной в садах "Боболе" и "Кашине".

 В городе 87 музеев, самый известный - галерея Уффици. Несколько древних колоритных праздников позволяют очутиться в средних веках наяву: это проводимый в июне исторический футбол в средневековых костюмах, который впервые состоялся в 1530 году, и "взрыв повозки" в Пасхальное Воскресение перед кафедральным собором - праздник, связанный с эпохой крестовых походов.

florencepi1.jpg (8264 bytes)

 

Флоренция - уникальный город, давший миру величайших мастеров изобразительных искусств и прославленная родина Ренессанса.

 До сих пор Флоренция оправдывает имя, данное ей римлянами, основавшими у берегов Арно военную колонию названную Флорентией, то есть "цветущая". Расцвету Флоренции не помешали ни ожесточенное противостояние гибелинов и гвельфов - двух антагонинистических политических лагерей флорентийского дворянства в XIII веке, ни сопротивление попыткам Папского государства захватить власть над городом, ни жестокое подавление свободолюбия флорентийцев и сожжение Джироламо Савонаролы в конце XV века.

 Династия Медичи, правившая Флоренцией до первой половины XVIII века, всячески способствовала развитию искусств и расцвету города как мирового культурного цетра. Флоренция - это город, вдохновлявший таких мастеров изобразительного искусства как Донателло - один из "отцов Возрождения", признанный гений Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и многих других. Их работы сегодня восхищают посетителей музеев и картинных галерей Флоренции.

 

Санта Мария дель Фиоре

Кафедральный собор Флоренции в том виде, в котором он предстает перед нами сегодня, является результатом труда многих поколений. История его строительства насчитывает более шести веков!

flosantamari1.jpg (9681 bytes)

 Основу собора Санта Мария дель Фиоре заложил Арнольфо ди Камбио еще в конце XIII столетия. Однако Арнольфо скончался в 1302 году, успев построить только фасадную стену и частично боковые. Купол собора, который стал символом всей Тосканы, был спроектирован гениальным архитектором Возрождения Филиппо Брунеллески. А отделка фасада была завершена только в XIX веке, кстати, во многом благодаря материальным пожертвованиям нашего соотечественника промышленника Демидова, чей герб теперь красуется справа от главного входа.

 В 1293 Флорентийская республика решила воздвигнуть рядом с Баптистерием Сан Джованни новый собор. Строительство начали на месте старого собора, который назывался Санта Репарата в честь святой, которую особенно почитали во Флоренции, так как в ее день была одержана победа над варварами. Новый собор в 1412 году официально посвятили Богородице, и он стал называться Санта Мария дель Фиоре (собор Святой Девы Марии с цветком лилии в руках).

flosantamari2.jpg (8964 bytes)

 Гигантская величина и сказочная нарядность нового собора должны были стать символом могущества и богатства Флоренции. Собор стал гордостью жителей Флоренции, а строительство велось под девизом: "воздвигнуть церковь такой по величине и великолепию, чтобы нельзя было потребовать человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни более прекрасной постройки".

 Арнольфо ди Камбио, которому было поручено строительство, был главным архитектором городского Совета и к этому времени успел прославиться благодаря строительству францисканской церкви Санта Кроче (св. Креста), а в 1298 году он же приступил к проектированию Палаццо Веккьо.

flosantamaria.jpg (10980 bytes)

 Закладка фундамента нового кафедрального собора была отпразднована с великой торжественностью в день рождества Богородицы в 1296 году. Арнольфо работал над строительством собора вплоть до 1302 года, когда он умер. Хотя в этот период господствующим архитектурным стилем была готика, Арнольфо задумал базилику, отличающуюся классической роскошью, с тремя широкими нефами, сходящимися в высоком алтаре, где должна была находиться кафедра в форме трилистника, на которую должен был опираться купол. По его проекту диаметр купола должен был равняться 45,5 метров, как и у баптистерия.

 После смерти архитектора строительство собора прервалось на долгие годы. На фреске 1342 года, находящейся в музее Бигалло, запечатлено недостроенное здание собора. Под руководством Франческо Таленти, надзиравшим за строительством в 1349-59 годах, была закончена колокольня, и выполнен новый проект купола: центральный неф был разделен на четыре квадратных придела. Церковь Санта Репарата была снесена в 1375 году, что должно было служить свидетельством готовности Санта Мария дель Фиоре стать кафедральным городским собором.

 В начале XV века продолжались работы по облицовке мрамором внешних стен и украшению боковых входов. Но проблема купола оставалась нерешенной. Свой первый проект купола Брунеллески закончил еще в 1402 году, но держал в секрете. Только в 1418 году был объявлен конкурс на лучший проект купола, который выиграл Брунеллески и блестяще реализовал свой проект к 1434 году.

 Кафедральный собор Флоренции был освящен Папой Евгением IV 25 марта (флорентийский новый год) 1436 года, когда со дня закладки собора прошло 140 лет. Впрочем облицовка фасада мрамором была закончена только в 1886 году.

 Базилика была свидетелем многих великих событий в истории города. Среди них можно вспомнить открытие Совета Флоренции 2 марта 1439 года, на котором было достигнуто временное примирение Ортодоксальной и Католической церкви. А в наше время, оставаясь главным собором города, Санта Мария дель Фиоре неизменно привлекает всех гостей города.

 

Площадь Синьории

Площадь Синьории (Пьяцца делла Синьория) - это политическое сердце Флоренции. Эту роль площадь выполняет, начиная со средних веков и до наших дней.

floploshsin3.jpg (8263 bytes)

 Свою своеобразную форму площадь Синьории начала приобретать в 1268 году, когда партия Гвельфов в очередной раз вернула себе власть над городом и решила сравнять с землей дома своих соперников из партии Гибеллинов. Первыми подверглись уничтожению башни, принадлежавшие семействам Форабости и Уберти. Это было сделано, не смотря на то, что глава семейства (знаменитый Фарината, прославленный Данте в его "Комедии") незадолго до этого спас Флоренцию от разрушения, после того как его армия безнадежно проиграла в 1260 году битву при Монтаперти гибеллинам, выступавшим в союзе с Сиеной. В конце концов, с лица земли было убрано 36 домов, в результате чего площадь и приобрела необычную L-образную форму.

 Свое название площадь получила в честь Дворца Синьории (Палаццо дель Синьория, позднее - Палаццо Веккьо), спроектированного Арнольфо в 1298-99 годах. Большая часть здания была построена всего за три года к 1302 году. В этом здании заседало правительство Республики, потом совет Приоров. Сейчас во дворце размещается муниципалитет Флоренции.

 

 Дворец продолжал выполнять представительскую функцию и во времена правления Медичи, и позднее, когда князь Козимо I, который жил здесь с 1540 по 1565 год, пригласил архитектора Джорджио Вассари, чтобы расширить здание. Когда Великий князь с семьей перебрался в 1565 году в новый дворец Питти, Палаццо Синьории стало называться Палаццо Веккьо (Старый дворец).

 Однако площадь является не только "гражданским" центром города, Это еще и великолепный музей под открытым небом. На юг, в направлении реки Арно, вытянулась площадь Уффици. Перед ней стоит притягательная Лоджия Ланци (1376-1382), под крышей которой находится 15 статуй, среди которых выделяются изумительная статуя Персея, держащего голову Медузы, и "Похищения Сабинянок" работы Джанболоньи.

 floploshsinori.jpg (8422 bytes)

Статуи на площади заслуживают особого внимания.

 В 1495 году флорентийцы в знак возрождения республики водрузили перед дворцом Синьории бронзовую статую "Юдифь с головой Олоферна", созданную Донателло в 1456 году. Обезглавленный Олоферн стал символом ниспровергнутого семейства Медичи, а Юдифь олицетворяла освободившуюся Флоренцию.

 В 1504 году Микеланджело изваял библейского героя Давида. Гигантская статуя высотой 4 метра наполнена энергией, движением, силой, мощью и красотой. Давид Микеланджело стал символом стремления Флоренции к свободе. Давид был тожественно установлен перед дворцом Синьории, сменив на этом месте Юдифь, которую перенесли в лоджию Ланци. Около 300 лет назад оригинал Давида переехал в Галерею Академии, а на площади поставили копию. Юдифь в 1919 году вернули на прежнее место.

floploshsinor.jpg (12531 bytes)

 В центре площади расположились Фонтан Нептуна работы Амманнати и конная статуя Козимо I Медичи работы Джанболоньи. Рядом круглая мраморная доска на земле отмечает то место, где 23 мая 1498 года был сожжен на костре Савонарола.

Площадь Синьории окружает ряд зданий, построенных в XIV-XVI веках. Среди них нужно отметить Торговый Суд (1359 год) и Палаццо Угуччони, фасад которого считается спроектированным Рафаэлем. В соседнем здании находится коллекция Альберто делла Раджоне. В 21 зале дворца хранится около 250 работ современных итальянских художников. В 1970 году коллекция была передана в дар городу.

В процессе проведения на площади реставрационных работ в 1980 году были найдены фундаменты античных домов. Когда ученые археологи раскопали многочисленные культурные наслоения, то под остатками строений, относящихся к римскому периоду, удалось найти следы поселения каменного века. А это означает, что люди на берегах реки Арно селились задолго до римлян.

 Много интересных открытий скрывалось под средневековыми домами. Удалось найти несколько термальных бассейнов и даже мастерскую пошива одежды. Это открытие подтверждает, что задолго до экономического взрыва в 12-13 столетиях, обогатившего "город цветка" и позволившего вкладывать громадные деньги в развитие искусства, ремесла играли важную роль в истории и экономике Флоренции.

 

Баптистерий

Баптистерий - самое древнее из существующих здание Флоренции. Его полное название - Баптистерий св. Иоанна Крестителя (Сан Джованни Батиста). Флорентийцы почитают Иоанна Крестителя своим святым покровителем. Может быть поэтому Баптистерий наиболее почитаем флорентийцами среди церковных учреждений. О нем вспоминал в изгнании Данте, называя его "Прекрасный Сан-Джованни".

flobaptister.jpg (10386 bytes)

 Первые упоминания о Баптистерии святого Иоанна и кафедральном соборе относятся к V веку, хотя точная дата постройки неизвестна. Баптистерий был сооружен в северо-восточной части внутреннего кольца стен Флоренции на развалинах римских построек. С тех пор здание несколько раз перестраивалось, но при этом сохранило первоначальную восьмигранную форму и мраморную облицовку.

 Церковь Святого Иоанна становится частью истории 4 марта 897 года, когда Амадео - римский князь и представитель императора вершил суд в портике, расположенном напротив "Базилики Святого Иоанна Крестителя". В этот период Баптистерий становится Кафедральным собором Флоренции. Следующее историческое событие произошло 6 ноября 1059 года, когда вновь избранный Папа Николас II реконструировал базилику, сделав ее новым эпископатом. Наконец был закончен восьмигранный купол и пристроена полукруглая аспида в западной части здания, в которой разместился алтарь. В 1113 году в церкви был похоронен эпископ Раниери.

 Вплоть до 1128 года Церковь Святого Иоанна продолжает выполнять роль кафедрального собора, одновременно оставаясь Баптистерием. В те годы обряд святого таинства проводился только два раза в год, поэтому необходимо было иметь несколько дверей, дабы толпы верующих могли попасть в собор. Не будем забывать, что в это время во Флоренции было примерно 30 тыс. жителей, а вокруг города возводилось уже четвертое кольцо стен, охватывающее площадь по крайней мере в два раза большую, чем третье.

 В этот же период (до середины 12 века) началась внешняя отделка Баптистерия. Для облицовки использовали белый и зеленый мрамор, закрывший основу стен, сложенных из песчаника. Мраморная мозаика стала символом движения к Ренессансу. По своей элегантности Баптистерий воплощал душу Флоренции; он стал прототипом будущей Романской архитектуры и послужил моделью для Леона Баттисты Алберти, когда он приступил к работе по завершению фасада церкви Санта-Марии Новелла в 1470 году. Восьмигранные блоки, декорированные строгими белыми и зелеными полосами, стали типичными элементами Романского стиля, встречающимися также в Пизе и других городах Италии. Очень интересны и окна здания, украшенные попеременно то стрельчатыми, то полукрыглыми решетками, - классическое украшение для архитектуры Ренессанса.

 Одним из главных украшений Баптистерия являются двери. В Баптистерий ведут три бронзовые двери. Южные двери - работы Андреа Пизано (1330 год). На них расположено 28 рельефов, изображающих жтие Иоанна Крестителя. Северные двери были выполнены Лоренцо Гиберти в период с 1403 по 1424 год после победы в конкурсе с Брунеллески. 28 рельефов этих дверей представляют эпизоды из жизни Христа. Восточные двери - знаменитые Врата Рая - также были выполнены Лоренцо Гиберти с 1425 по 1452 год. На этих дверях автор поместил 10 сложных позолоченных рельефов со сценами из Ветхого завета и с большим количеством персонажей.

flobaptister1.jpg (12460 bytes)

 Внутри Баптистерий сохраняет ту же восьмигранную планировку, что и снаружи. Он облицован мрамором, и каждая из его стен разделена на три части высокими колоннами. В центре прекрасного инкрустированного мраморного пола находился Крестильный источник, о котором упоминал в своей "Божественной комедии" Данте, но он был разрушен в XVI веке по приказу великого герцога Франческо I. Сохранился Крестильный источник работы мастеров Пизанской школы XIV века, он расположен у стены. Кроме него украшением внутреннего убранства служат два римских саркофага, алтарь XIII века и великолепная деревянная статуя Магдалины работы Донателло (1435-55). Купол здания украшен мозаиками, выполненными местными и венецианскими мастерами.

 

www.dialog-narodov.ru

 

Hosted by uCoz