В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для совместного обучения
мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э. Как в Греции, до 7 лет
дети воспитывались дома под присмотром рабов, нередко ими были греки,
учившие их греческому языку. Затем они отправлялись в школы, где обучались
сыновья и дочери свободных римлян и вольноотпущенников, то есть бывших
рабов. Владельцами таких частных школ чаще всего были греческие рабы,
получившие свободу.

Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили под руководством
литератора, который учил их (как в Греции грамматист) чтению, письму и
счету. Иногда арифметикой занимался особый учитель, именуемый знакомым нам
словом калькулятор. Счетным материалом, как и в Греции, служили камешки, а
также пальцы на руках. На левой руке были единицы и десятки, на правой —
сотни и тысячи. Таблицу умножения ребята должны были зазубрить. Заучивая на
память, ученики повторяли хором за учителем. В школе царила жесточайшая
дисциплина. Применялись и телесные наказания, против которых выступали
милосердные учителя и прогрессивные философы.

Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме
"фериями" (feriae), то есть праздничными днями.

Религиозных и государственных праздников было много, так что дети успевали
отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля,
когда всходил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis
Major), наступали каникулярные дни — каникулярии (caniculares), иначе, "дни
собачек", самые знойные в году. Дети прекращали занятия и возобновляли их
только к середине октября, когда спадала жара. Зато учились римские мальчики
и девочки целый день, от зари до вечера, делая перерыв лишь для обеда.

Специальных школьных зданий, подобных современным, не было, обычно снимали
помещение в частном доме. Столов тоже не было, учитель восседал на катедре
(кафедре) — кресле с высокой спинкой, а дети располагались на стульях или
табуретах, держа в руках и на коленях школьные предметы. Писали, как и
греки, на навощенных табличках. Иногда использовали папирусные свитки и даже
пергамен, который после употребления продавался торговцам для обертывания.
На стенах школьного помещения висели разной величины таблицы и картины с
изображением мифологических и исторических сцен.

Дети из малообеспеченных семей в начальной школе завершали свое образование.
Девочки под руководством частного учителя — грамматика — продолжали обучение
дома. Римляне серьезно относились к воспитанию и образованию женщин. Девушки
должны были знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать,
понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией,
геометрией, математикой и даже медициной. Лучшим комплиментом молодой
римлянке были слова "puella docta". Мальчики 12 лет приступали к среднему
школьному образованию. На этом этапе их учителем был грамматик, с которым
они читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От
него они получали знания о литературе, ее жанрах, о музыке. Необходимым
считалось изучение астрономии, грамматики и геометрии.

Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и третья высшая ступень
образования: школа ритора (риторика значит "красноречие"). Здесь учились
ораторскому искусству, искусству спора, упражнялись в составлении речей на
исторические, литературные и политические темы, овладевали декламацией.
Жители провинций отправляли подростков и юношей учиться в большие города.



Hosted by uCoz