На ранней ступени развития при переходе от первобытнообщинного строя к
классовому обществу религия играла исключительную роль в частной и
общественной жизни римлян. Римская религия никогда не имела законченной
системы. Остатки старинных верований уживались в ней с религиозными
представлениями, заимствованными у народов, стоящих на более высокой ступени
культурного развития.

В римской религии, как и в других италийских культах, сохранились пережитки
тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима.
С волком же (по-латински волк — lupus) были связаны, невидимому, празднества
луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая
коллегия луперков и пр. Другие божества также имели посвящённых им животных.
Дятел, волк и бык были животнымп, посвящёнными Марсу, гуси — Юноне и т. д.
Нужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих
отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в Риме не
наблюдалось. Эта стадия духовного развития была уже пройдена италийскими
племенами.

Значительную роль играли в римской религии родовые культы. Отдельные
божества, покровители родов, приобрели общеримское значение и стали
олицетворением различных сил природы.

В процессе исторического развития семья стала в Риме первичным социальным
образованием. Этот процесс нашёл своё отображение в религии. Каждая семья
имела свои святыни, своих богов-покровителей, свой культ. Средоточием этого
культа был очаг, перед которым pater familias выполнял все обряды,
сопровождавшие всякое важное дело, например, перед очагом отец семейства
объявлял новорождённого своим ребёнком. Хранителями дома почитались пенаты,
заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи. Эти добрые духи —
обитатели дома. Вне дома о семье и её имуществе пеклись лары, алтари которых
были расположены на границах участков. У каждого члена семьи был свой
«гений», который считался выражением силы данного человека, его энергии,
способностей, выражением всего его существа и в то же время его хранителем.
Гений отца семейстьа почитался всеми домашними. Это был genius familiae или
genius domus. Мать семейства также имела своего гения, который назывался
Юноной. Юнона вводила молодую супругу в дом, она облегчала матери роды.
Всякий дом имел много других охраняющих его божеств. Особенное значение
приобрёл бог дверей Янус, стороживший и охранявший вход в дом.

Семья заботилась об умерших предках. Представления о загробной жизни не были
развиты у римлян. После смерти человеческий дух, по верованиям римлян,
продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные и на
которую они приносили пищу. Приношения эти в первое время были весьма
скромными: фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов. Умершие
предки, о которых заботились их потомки, были добрыми божествами — метами.
Если же о покойниках не заботились, они становились злыми и мстящими силами
— лемурами. Гений предков находил воплощение в отце семейства, власть
(potestas) которого получала, таким образом, религиозное оправдание.

Круг верований, относящихся к семейной жизни и родовой религии, а также
представления о загробной жизни характеризуют римскую религию как религию в
основе своей анимистическую. Особенностью римского анимизма были его
абстрактность и безличность. Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры — это
безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых
можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.

Земледельческий быт римлян нашёл своё отражение в поклонении силам природы,
но исконная римская религия далека от антропоморфизма, ей не свойственно
было олицетворение природы в виде божеств, наделённых человеческими
качествами, и в этом отношении она была полной противоположностью религии
греческой. Особенно характерными для римского анимизма были представления об
особых мистических силах, присущих явлениям природы; эти силы и есть
божества (numina), которые могут приносить пользу и вред человеку. Процессы,
происходящие в природе, как, например, произрастание семени или созревание
плода, представлялись римлянами в виде особых божеств. С развитием
общественной и политической жизни вошло в обыкновение обожествлять такие
отвлечённые понятия, как надежда, честь, согласие и т. п. Римские божества,
таким образом, отвлечённы и безличны.

Из множества богов выделились такие, которые приобрели значение для всей
общины. Римляне находились в постоянном взаимодействии с другими народами.
От них заимствовали они некоторвю религиозные представления, но и сами в
свою очередь влияли на религию своих соседей.

Одним из древних римских богов был Янус. Из божества дверей, бдительного
привратника, он превратился в божество всякого начала, предшественника
Юпитера. Его изображали двуликим и впоследствии с ним соединяли начало мира.


Сравнительно рано появилась троица: Юпитер, Марс, Квирин. Юпитер почитался
как божество неба почти всеми италиками. G Юпитером же связывалось
представление о высшем божестве, отце богов. К его имени присоединяется
впоследствии эпитет pater (отец), а под влиянием этруског. он превращается в
высшее божество. Его имя сопровождается эпитетами «Наилучший» и «Величайший»
(Optimus Maximus). В классическую эпоху Марс был божеством войны,
покровителем и источником римской мощи, но в отдалённые времена и он был
аграрным божеством — гением весенней растительности. Квирин был его
двойником.

Культ Весты, охранительницы и защитницы домашнего очага, был одним из
наиболее почитаемых в Риме.

Заимствования из цикла религиозных представлений соседних племён начинаются
довольно рано. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Цаана —
покровительница женщин, богиня луны, а также ежегодно рождающейся
растительности. Храм Дианы на Авентине был построен, по преданию, при Сервии
Туллии. Сравнительно поздно стала почитаться другая латинская богиня —
Венера — покровительница садов и огородов и в то же время божество обилия и
процветания природы.

Большим событием в истории римской религии было сооружение на Капитолии
храма, посвящённого троице: Юпитеру, Юноне и Минерве. Традиция приписывает
постройку храма, созданного по этрусскому образцу, Т арквиниям, а освящение
его относит к первому году Республики. С отого времени у римлян появляются
изображения богов.

Юнона сначала также была исконной италийской богиней, она считалась
гением-охранителем женщины, была принята в Этрурии под именем Уни, а
вернувшись в Рим, стала одной из почитаемых богинь. Минерва также была
италийской богиней, заимствованной этрусками; в Риме она превратилась в
покровительницу ремёсл.

Наряду с капитолийской троицей к римлянам перешло от этрусков почитание
других божеств. Некоторые из них первоначально были покровителями отдельных
этрусских родов, затем приобрели общенародное значение. Так, например,
Сатурн первоначально почитался в этрусском роде Сатриев, затем получил общее
признание. У римлян он почитался как божество посевов, имя его было связано
с латинским словом sator — сеятель . Он первый дал людям пищу и
первоначально правил миром; время его было золотым веком для людей. На
празднике Сатурналий все становились равными: не было ни господ, ни слуг, ни
рабов. Создавшаяся впоследствии легенда была, невидимому, осмыслением
праздника Сатурналий.

Вулкан почитался сначала в этрусском роде Velcha-Volca. В Риме он был
божеством огня, а потом покровителем кузнечного ремесла.

От этрусков римляне заимствовали ритуал и ту своеобразную систему суеверий и
гаданий, которая была известна под названием disciplina etrusca. Но уже в
раннюю эпоху оказывали влияние на римлян и греческие религиозные
представления. Заимствованы они были из греческих городов Кампании.
Греческие представления о тех или иных божествах соединялись с латинскими
именами. Церера (Ceres — пища, плоды) ассоциировалась с греческой Деметрой и
превратилась в богиню растительного царства, а кроме того и в богиню
мёртвых. Греческий бог виноделия, вина и веселья Дионис стал называться
Либером, а греческая Кора, дочь Деметры, превратилась в Либеру. Троица:
Церера, Либер и Либера почитались по греческому образцу и были плебейскими
божествами, в то время как храмы капитолийской троицы и Весты были
патрицианскими религиозными центрами. От греков переходит в Рим почитание
Апполлона, Гермеса (в Риме — Меркурия) и других божеств.

Римский пантеон не оставался замкнутым. Римляне не отказывались принимать в
него и других богов. Так, неоднократно во время войн они старались узнавать,
каким божествам молятся их противники,чтобы привлечь этих богов на свою
сторону.

Ряд праздников находился в связи с семейной и общественной жизнью, с
поминанием умерших, с сельскохозяйственным календарём. Затем появляются
особые военные праздники и, наконец, праздники ремесленников, торговцев,
мореплавателей.

Одновременно с сооружением Капитолийского храма или вскоре после этого в
Риме по этрусскому образцу стали справляться игры (ludi), состоявшие
первоначально в ристаниях на колесницах, а также в состязаниях атлетов.

В римских религиозных обрядах и обычаях нашли своё отражение древнейшие
стадии религиозного развития. Ряд религиозных запрещений восходит к
древнейшим табу. Так, во время богослужения Сильвану (божество леса) не
могли присутствовать женщины, на празднества Доброй богини (Бона dea) не
допускались, наоборот, мужчины. Некоторые жреческие должности связаны были с
самыми разнообразными запрещениями: фламин Юпитера не мог смотреть на
вооружённое войско, носить кольцо и пояс; нарушение некоторых запрещений,
например обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.

Большую роль в римском культе играли всякого рода магические действия и
заклинания. Культ у римлян состоял из жертвоприношений животных и
растительных плодов, молитв и особых ритуальных действий. Молитва была для
римлянина средством магического воздействия на божество или на какое-нибудь
явление. Богу предлагалась определённая жертва, а он должен был выполнить
просимое. Молитвы были многословны, так как хотели предусмотреть все случаи
и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.

Если не сказать «прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может
подумать, что ему обещают всё вино, находящееся в погребе.

Старая легенда рассказывает, как Нума Помпилаи торговался с Юпитером: «Ты
принесёшь мне в жертву голову»,—требует Юпитер.— «Отлично, — отвечал царь, —
ты получишь головку чесноку, которую я сейчас вырву в своём огороде». —«Нет,
я подразумеваю нечто человеческое».— «Хорошо, ты получишь человеческие
волосы». — «Да нет, мне нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим
небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на всё согласился.

Римские молитвы лишены были экстаза, восхищения. Для римлян это было
суеверие (superstitio). По отношению к богам, как по отношению к своим
семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать
верность, благочестие, выражавшиеся словом pietas. Римская религия не имела
определённых этических норм. Главное — это строгое выполнение обрядов и
соблюдение всяких запретов. Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские
писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать,
привязывать.

Как и в Греции, в Риме не развилось профессионального жречества, замкнутого
в особое сословие. Религия в Риме не отделялась, а сливалась с государством.
Жрецы—это те же должностные лица, выполняющие определённые функции. Они
объединены в особые братства, пополняемые главным образом посредством
кооптации. Одним из древних объединений была коллегия арвалъских братьев
(братьев пахарей), справлявших свой праздник в честь богини плодородия. До
настоящего времени дошли протоколы этого празднества, в одном из которых
приводится ритуальная песнь, сохранившая старый латинский язык. Особенное
значение после падения царской власти приобрели понтифики, к которым
постепенно переходит надзор за всем религиозным бытом, общественным и
частным богослужением.

Под этрусским влиянием приобрели популярность всякого рода гадания. В особо
важных случаях полководцы на войне и старшины в самом Риме обращались к
гаруспикам, которые гадали по внутренностям жертвенных животных и
истолковывали небесные знамения, но чаще прибегали к советам особых сведущих
людей — авгуров, разгадывавших волю богов по полёту птиц и по тому, как
клюют зерно священные куры. По преданию, при Тарквинии Гордом — в
действительности, вероятно, в первые годы Республики — в Риме появились так
называемые Сивиллины книги, составление которых приписывалось пророчице
Сивилле Кумской. Эти книги содержали различные греческие оракулы. К
Сивиллиным книгам обращались в исключительных случаях. Хранение их было
поручено жрецам и толкователям.

К особенностям римской религии относится разграничение дней на такие, в
которые дозволено собираться, производить сделки и пр. (dies fasti), и
такие, в которые всё это не дозволено (dies nefasti). С другой стороны, дни
делились на праздничные и рабочие; были дни несчастливые я т. д. Так
создался специальный религиозный календарь, которым ведали понтифики,

В царский период были заложены основы римского права. В эту эпоху появляется
деление права на fas и jus. Pas охватывают предписания божеские, jus —
предписания властей и вместе с тем суд. В раннюю эпоху fas охватывают
широкую область: международные отношения, уголовные преступления, заключение
брака, усыновление, различные договоры, установление межи — всё это было
связано с религией. Источником образования права был обычай, а хранителем
обычаев была жреческая коллегия понтификов.


Hosted by uCoz