Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение
состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики.
Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В
начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе
учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств —
грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и
астрономию, а также архитектуру и медицину, Последняя ступень представляла
собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии.
Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.

В римской системе образования, позаимствовавшей образца у греков, математика
тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки,
литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и
фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции,
уделялось не философии, а риторике На завершающем этапе нередко
предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры,
особенно в Афины.

Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген.
Большое значение придавалось в Риме в I — II веках географическим знаниям,
медицине и истории. Появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. — 23/24 н.
э.), Птолемея (после 83 — после 161). «Естественную историю», являвшуюся
энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии,
создал Плиний Старший (23/24— 79). Больших успехов добилась медицина - врач
Гален(129-199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и
головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период
были созданы школы для подготовки врачей.

Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит (ок. 58
— ок. 117) и Тит Ливий (59 до н. э, — 17 н. э.). К сожалению из 142 книг по
истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит
— автор работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только
история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев.

К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа
Плутарха (ок. 45 — ок. 127). Главное сочинение — «Сравнительные
жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50 биографий) — и сегодня входит
в культурный арсенал европейцев.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские
семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи,
использовавшие свои аналитические способности в более практических целях,
например, в земледелии или управлении государством. В области науки и
философии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской империя
основными центрами научной деятельности оставались города эллинистического
Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди
которых играла юриспруденция - наука о праве. Уже с III века до н. л. можно
было получить консультацию профессионального юриста, во II веке до н. э.
появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н, э, уже
существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких
авторов, как Муцин Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и
практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и
в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I—II веках н. э. среди знати особенно
популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были
Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121— 180н.
э,). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.



Hosted by uCoz