Это один из наиболее достопримечательных исторических памятников Италии,
которому посвящено множество исследований и описаний.

Помпеи и Геркуланум - два римских города, которые были расположены в
юго-западной части Средней Италии, в области Кампания (буквально -«страна
полей»), которую благодаря красотам Неаполитанского залива и благоприятным
условиям обитания в древности, обычно называли «Счастливой Кампаньей». Город
Помпеи, основанный еще в VIII в. до н.э., сначала принадлежал этрускам,
грекам, самнитам, а затем перешел к римлянам. Он был небольшим, но
процветающим торговым центром. Геркуланум, названный так в честь Геракла,
был основан в VI в. до н.э. Его также завоевывали воинственные самниты, а
позднее он стал римским патрицианским городом, местом отдыха знати. Местное
же население занималось главным образом рыбной ловлей и производством
оливкового масла. Словом, это были провинциальные, ничем особенно не
выделявшиеся города. Известность они приобрели в 79 г. н.э., когда произошло
извержение вулкана Везувий, у подножия которого они были расположены.

Везувий, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Сначала
над его кратером появилось облако горячего пара и пепла, а 24 августа
началось сильное землетрясение, сопровождавшееся выбросом из расколовшегося
жерла вулкана огромной массы камней, пепла, вулканической грязи и лавы.
Нависшая над Везувием туча опускалась все ниже, наступивший мрак прорезывали
только вспышки огня. Завершивший извержение горячий ливень как бы
сцементировал все эти вулканические выбросы. В результате цветущая
прибрежная зона Неаполитанского залива за один день превратилась в
безжизненную пустыню. Погибли города, селения и виллы, располагавшиеся у
подножия Везувия. Город Помпеи был разрушен каменными бомбами, вылетавшими
из жерла вулкана, засыпан вулканическим пеплом, залит горячим дождем. Поток
высотой до 15 м полностью поглотил и Геркуланум. Хотя большинству жителей
обоих городов удалось спастись, многие все же погибли. Среди них оказался и
знаменитый римский писатель Плиний Старший, гибель которого подробно описал
его племянник Плиний Младший в письмах к историку Корнелию Тациту. Да и
спасенным пришлось пережить все ужасы неожиданного бегства, потерю
имущества. Достаточно вспомнить знаменитую картину Карла Брюллова «Последний
день Помпеи».

Рассказы об этой страшной катастрофе еще долго жили в людской памяти. Но
прошли столетия, и никто уже не представлял себе, где именно находились оба
города. Когда местные крестьяне при рытье колодцев находили остатки древних
строений, никто уже не связывал их с забытыми городами.

Местонахождение Помпеи было обнаружено только в XVII в. при постройке
водопровода, но раскопки здесь начали лишь в XVIII в., а на более научной
основе продолжили в XIX и XX вв. Благодаря работе археологов, которые
расчистили территорию города, восстановили разрушенное и поврежденное,
Помпеи превратились в большой археолого-музейный резерват под открытым
небом, позволяющий представить себе, каким был италийский город 2000 лет
назад. Н.В. Гоголь увидел в нем «прекрасные небеса, мир, богатый искусством
и человеком».

Раскопки Геркуланума начали только в XIX в., но производили в основном уже в
XX в. Этот город, залитый жидкой вулканической грязью, был разрушен гораздо
меньше. Но и по сей день из под земли освобождена лишь сравнительно
небольшая его часть.

Как объект Всемирного наследия археологический резерват Помпеи более всего
интересен тем, что дает возможность познакомиться с типовой планировкой и
застройкой римского города.

Помпеи имели четкую планировку. Две главные улицы города проходили с севера
на юг и с запада на восток. Остальные улицы, мощеные каменными плитами,
проходили параллельно главным, разделяя весь город на девять
районов-кварталов. Центром городской жизни была прямоугольная площадь
форума, окруженная зданиями храмов, базилики, городской курии,
архива-табулария, рынка. В южной части города находился большой театр с
хорошо сохранившимися скамьями для зрителей, врезанными в склон холма, и
сценой; он был рассчитан на 5000 зрителей. В юго-восточной части Помпеи
размещался эллипсообразный амфитеатр, где происходили бои гладиаторов. А у
ворот в городской стене обычно размещались гостиницы, трактиры, лавки,
конюшни. В городе были также термы, публичный дом.

Среди его жилых зданий (домусов) интерес представляют дома ремесленников с
мастерскими и магазинами, а в особенности дома богатых людей,
землевладельцев и торговцев. Судя по раскопкам, типовой богатый дом имел
главную комнату - атрий - с бассейном (имплювием) в центре, куда через
отверстие в крыше попадала дождевая вода. К атрию, где хозяин принимал
деловых посетителей, примыкал его кабинет - таблиний, из которого открывался
вид на перистиль - внутренний сад. К атрию и перистилю обычно примыкали
столовая - триклиний - с ложами для трапезы, рассчитанная на прием гостей, а
также спальни (кубикулы), библиотека. Имелась также баня с холодной и
горячей водой.

Дома в Помпеях интересны не только своей внутренней планировкой, но и
декоративным убранством - скульптурой и в особенности хорошо сохранившимися
яркими фресками, изображавшими людей, животных, мифических богов, цветы,
орнаменты. С элементами такого декора ныне можно познакомиться как в самих
зданиях города, так и в небольшом музее, созданном при резервате. Они
демонстрируются и в национальном музее Неаполя-.

Геркуланум также был поделен прямыми улицами на восемь кварталов. В нем
также были театр, термы, палестра. Здания Геркуланума, не разрушенные градом
камней, а залитые вулканической грязью, сохранились в большей целости. Да и
сам тип их был несколько иным благодаря большому числу богатых вилл. В этих
домах и виллах лучше сохранилась настенная роспись и напольная мозаика.



Hosted by uCoz