Общие сведения
Город
Власть
Экономика
Искусство
Архитектура
Гробницы
Религия
Медицина
Астрология, гадания у этрусков
Письменность, язык
Влияние на Рим

Общие сведения.

Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад
Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия
(современная Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей
римской и оказавшей на неё значительное влияние. Происхождение этрусков
остаётся неясным. Вероятно, процесс формирования этрусков завершился к 8 в.
до н.э. Их влияние в 6 в. до н.э. распространилось почти на всю Италию. Но
период могущества этрусков не был длительным: греки в 524 г. и 474 г. до
н.э. нанесли им поражение под Кумами, положив конец их морскому господству,
римляне около 509 г. изгнали Тарквиниев. Затем племена самнитов вытеснили
этрусков из Кампании (около 5 в.). Около 400 г. их паданские владения
подверглись нашествию галлов. Отсутствие у этрусков политического и военного
единства привело к тому, что в войнах с Римом они постепенно утрачивали свои
города (уже в 396 г. пали Вейи - город, некогда столь же могущественный, как
и Рим; в 358 г. под римское господство подпал город Цере; в 308 г.-
Тарквинии). С 310 г. началось завоевание римлянами средней и восточной
Этрурии, а к 282 г. до н.э. в зависимом от Рима положении оказалась вся
Этрурия.

Город.

В отличие от селений италийских племен поселки этрусков напоминают собой не
селища или городища родового типа, а греческие города-государства.
Окруженные зубчатыми стенами из камня и оборонительным рвом, они строились
по единому плану: две улицы, одна из которых идет с севера на юг, а другая с
запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре
квартала. Остатки канализации обнаружены в Волатеррах. В центре этрусского
города помещался храм. Уже в 7 в. до н.э. у этрусков были многочисленные
города-крепости, обнесённые массивными стенами. Вскоре они превратились в
города-государства (напоминающие греческие полисы). В конце 7 в. до н.э. у
этрусков возникла конфедерация двенадцати городов-государств (Вейи, Цере,
Вольсинии, Клузий и др.), возглавлявшаяся ежегодно избираемым высшим
магистром и жрецом. Камень для строительства крепостных стен специально
везли издалека. Для своих обычных построек этруски избегали пользоваться
камнем, предпочитая дерево, кирпич-сырец, терракотовые покрытия. Из камня
делались фундаменты, городские стены, обкладки колодцев и т.п. Камень
использовали для погребальных сооружений - наземных камер и вырубаемых под
землей гробниц, то есть для священных построек. Возможно, расположение
городов этрусков на возвышенностях, кроме оборонительных функций,
преследовало своей целью подчеркнуть их божественность, близость к богам и
включение народа в сакральную трехчленную модель мира. Свое представление о
вертикальном иерархическом строении мира отразили в сакральной планировке
некрополя в ряде этрусских городов. Города Вольсинии, Питильяно, Кастель
Д'Ассо построены по принципу вертикали: на вершине горы жили люди, у ее
основания находился некрополь. Центр города, которой был
религиозно-административным его центром и назывался "регий". Мундус -
сакральный камень, располагавшийся в геометрическом центре регия и
непосредственно связанный с верховной властью. Камень Мундус закрывал
четырехугольную яму-пещеру, носившую такое же название - Мундус. Считалось,
что Мундус даровал силы Лукумонам и всему народу, служил средоточием
представлений о перемещении во Вселенной по вертикальной оси, так как в
месте нахождения этого камня, по верованиям этрусков, сходились миры и был
возможен переход в Небесное и Подземное царства. Согласно сочинениям
Плутарха, небо этруски называли также Мундус. Связь одного и того же
предмета как с Небесным, так и с Подземным миром говорит о том, что этот
камень связывал этрусский народ с душами-защитниками предков и героев, а
также охранял уклады и законы жизни жителей города. Души предков, по
представлению этрусков, совершали свое загробное путешествие через Подземный
мир к Небесному миру, поэтому камень, им посвященный, был своеобразными
воротами во все запредельные миры, где души предков могли находиться.

Власть.

Во главе городских общин стояли первоначально цари. Со временем, как и в
Греции, с распадом родового строя власть племенных царей ослабла - бразды
правления перешли в руки аристократии. Функции царя оказались поделены между
двумя высокими должностными лицами, одно из которых напоминало позднейшего
римского эдила. Все инсигнии, символы их власти, такие, как пучки розог с
воткнутыми в них топориками - фасции, складное, выложенное слоновой костью
курульное кресло, а также институт 12 ликторов, шествовавших перед главой
государства, - все это мы найдем позже в Риме. Историк Тит Ливии прямо
сообщает, что римляне заимствовали это у этрусков. Заметим, кстати, что там
же, в Этрурии, впервые начали пользоваться такими эмблемами патрицианского
достоинства, как золотой шарик, который носили на шее, и тога с пурпурной
каймой. От этрусков взяли римляне и обычай пышно справлять воинские триумфы,
ведь этруски видели в победоносном полководце воплощение своего высшего
божества: подобно этому божеству - богу неба Тину, победитель в золотой
диадеме, с жезлом из эбенового дерева, в пурпурной тунике, расшитой
изображениями пальм, въезжал на золотой колеснице в святилище.

Экономика.

Возникновение городов было тесно связано с развитием ремесел и торговли.
Богатые залежи железа на соседней Эльбе, собственная добыча меди, серебра и
олова стали основой металлургического производства и прежде всего
изготовления оружия. В этой области этруски достигли невиданного прежде
мастерства. В Волатеррах в больших мастерских обрабатывали местный алебастр,
в Перузии - твердый известняк, в Клузий - песчаник, в Вольсиниях - туф. Из
бронзы выделывали треножники, печи, статуэтки людей и животных, изящные
коробочки, зеркала, лампы. Все эти предметы обладали высокими
художественными достоинствами. Необычайно оживленной была заморская торговля
этрусков с Малой Азией, Грецией (особенно с Коринфом, позднее с Афинами),
Карфагеном, Сицилией, Корсикой и греческими городами в Южной Италии. Ввозили
предметы роскоши из слоновой кости, благовония, греческую керамику, а
вывозили главным образом оружие и вино. Поначалу пользовались в торговле
греческими деньгами, а около 500 г. до н. э. начали, наконец, чеканить
собственную монету с головой льва. Несмотря, однако, на успехи ремесел и
торговли, главным занятием населения оставалось земледелие: выращивали
зерновые, лен, коноплю, оливки, виноград. Во всей Этрурии славились
вольсинские мельницы с базальтовыми жерновами. Этрурия представляла собой
союз двенадцати городов-государств. Сложение классового общества, раннее
развитие рабства, общественный строй, основанный на безраздельном господстве
аристократии (правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать)
- таковы социальные признаки Этрусского государства. Основой хозяйства в
Этрурии было земледелие. Из-за обилия болот в больших масштабах велись
работы по искусственному осушению. Широко развитая морская торговля играла
важную роль в экономике Этрурии и способствовала развитию ее культуры.
Этруски входили в соприкосновение с греками, карфагенянами, египтянами и
другими народами и многое у них перенимали, не теряя при этом самобытности.
Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на
восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этрурии в конце 7 в.
до н. э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую
область); с конца 6 в. до н. э. этруски занимали территорию нынешней
Тосканы.

Искусство.

Культура этрусков свидетельствует об их значительной художественной
одаренности. Искусство их самобытно, хотя в нем можно выделить следы
малоазийских, позднее греческих влияний. Ему свойственно стремление к
реализму, столь заметное в росписях гробниц этрусской знати. Этрусские
художники не заботятся о передаче деталей, но уделяют все внимание наиболее
существенным чертам изображаемого. Если римский портрет достиг небывалого
прежде художественного совершенства, то этим он был обязан усвоению римскими
мастерами этрусского наследия. Так называемый ложный купол (постепенно
сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей) применялся в архитектуре
уже в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить
своды из клиновидных балок, создав таким образом купол в собственном смысле
слова. Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства
относится к 6 - началу 5 в. до н. э. В это время Этрурия испытывала сильное
воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство
переживало свой расцвет. Росписи этрусских гробниц 6-5 вв. при обычной для
них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и других чертах
условности все же обладают своеобразной жизненной убедительностью,
пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи.
Обнаженные или одетые в красочные костюмы человеческие фигуры даны в теплых
звучных тонах - желтых, коричневых, красных, обогащенных пятнами зеленого и
голубого; будучи контрастно сопоставлены друг с другом и объединены в общую
композицию, они производят сильный декоративный эффект. Роспись применялась
также и в наружном убранстве зданий. Важное место в этрусском искусстве
занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н. э. Наиболее
известным этрусским скульптором был работавший в Веях мастер Вулка; ему
принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя,
по-видимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы,
изображавшей спор Аполлона с Гераклом из-за лани. При несомненной близости к
греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и
пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и
черты своеобразия - меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное
движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее, нежели в
греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной
орнаментальности. Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету.
Зарождение Этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с
погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось
портретное изображение умершего. В 6 в. до н. э. обработка бронзы в Этрурии
достигла уже большого совершенства: употреблялось литье, последующая
чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких
произведений 6 в. до н. э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы.
Волчица изображена кормящей Ромула и Рема. В этой скульптуре зрителя
поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой
точностью переданы постановка фигуры, - напряженно вытянутая вперед морда,
оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника
усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного зверя.
Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как
яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые черты, свойственные
скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры
статуи, орнаментализированная трактовка шерсти не нарушают в данном случае
общего реалистического характера скульптуры. Ремесленники Этрурии славились
своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли
особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина
прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига
изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана
стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими
металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными
изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры. Период
5-4 вв. до н. э. в Этрурии был временем экономического застоя. Искусство
этого периода также переживало застой - оно как бы остановилось на ступени
архаики. Но именно в это время народы Италии-этруски, самниты, римляне, оски
и другие - приходят в особенно тесное соприкосновение с греками, в первую
очередь с теми, которые населяли Великую Грецию. Новый подъем этрусское
искусство переживает в 3-2 вв. до н. э., однако под воздействием греческого
этрусское искусство в этот период теряет в значительной степени своеобразие.
Произведения этрусской живописи 3-2 вв. примыкают к эллинистическим
образцам. В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную
экспрессию. Портретная фигура знатного этруска на крышке урны удивительна
резким контрастом торжественной репрезентативности позы, возлежащего на ложе
с чашей для возлияния в руке, и его почти гротескно комической внешности.
Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой.
Бронзовые изделия этрусских ремесленников этого времени - зеркала,
украшенные гравировкой, чаши, кубки, цисты для хранения свитков -
по-прежнему отличаются высоким уровнем художественного ремесла. К концу
эпохи эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец,
этрусское искусство следует уже рассматривать вместе с римским искусством.

Архитектура.

Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н. э.,
указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии
римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по
странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н.
э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень
незначительном количестве. Делали из непрочных материалов все, кроме
гробниц, храмов, стен городов и дорого. Тем не менее, остатки городских стен
и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощенные
дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ
Марцаботто, так же как другие инженерные сооружения, свидетельствуют о
высоком уровне этрусской строительной техники. Этрусский храм помещался на
высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера,
воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм
строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания
являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон
храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - обычно делилось
на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам).
Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и
живописного убранства, а также яркая полихромия. Архитектура этрусских жилых
домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения
помещений в греческом жилом доме, здесь нужно отметить строго симметричное в
плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая
композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах. Древнейшим
типом построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины,
представление о которых дают глиняные погребальные урны. Более позднее
сельское италийское здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша
образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное
отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно
отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала
дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на
деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.
Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг
него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева-
помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине,
вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок.

Гробницы.

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы.
Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой курганы с
расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом,
сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии близ Черветри (Церэ),
сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком
высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н. э.,
гробница "Нарисованных львов" и др.), третьи представляют собой подобие
прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых.
Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением
архитектуры жилищ. Когда миновал период гробниц в форме толосов, состоявших
из погребальной камеры и коридора, покрытых большим курганом, появились
гробницы многокамерные, также укрытые под большим курганом, иногда
обнесенным к тому же стеной. Многие из этих гробниц, особенно в Вольках и
Тарквиниях, украшены внутри яркими росписями. Росписи архаического периода
представляют сцены из беззаботной повседневности немногочисленного правящего
слоя: перед нами фрагменты, изображающие охоту, пиры, игры. Лишь в IV в. до
н. э. тематика изменилась, и в живописи возобладали мотивы мрачные,
пугающие: фантастические призраки, эсхатологические видения с картинами
пыток и страданий, напоминающими греческие представления о загробном царстве
Аида и исполненными с необычайной выразительностью. Нередки и прямо
греческие мотивы. Мы встречаем знакомых нам по греческой мифологии и
эпической поэзии Ахилла и Одиссея, Аида и Персефону. Большой интерес
представляют росписи стен этих гробниц. От 6 - начала 5 в. до н. э. дошло
несколько десятков расписных склепов - в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи,
Орвьето и др. Обычно две стены в соответствии с формой перекрытия были выше
других, заканчиваясь выступами в форме усеченного поля фронтона.
Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. Краски употреблялись
минеральные; росписи выполнялись в технике фрески, то есть по сырому грунту,
лишь иногда для выделения отдельных мест фрески краска наносилась уже на
сухом грунте на готовую роспись. Палитра этрусского художника в архаический
период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются
голубой и зеленый цвета. Белый или желтоватый грунт служил фоном для
изображений. Живопись на стене располагалась поясами. Вверху стен помещались
декоративные фигуры, главным образом зверей, изображавшихся часто в
геральдических позах (например, в гробнице "Леопардов"); средний, широкий
пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил
узкий фриз с фигурами. Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто
повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого,
многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Изображения эти
насыщены множеством характерных черт как в позах, жестах, мимике
человеческих фигур, так и в тщательно переданных костюмах, узорчатых тканях,
подушках, утвари и мебели. Пир и танцы происходили, по-видимому, в саду, под
открытым небом, на что указывают деревья и птицы. Иногда встречаются
портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены
изображения гладиаторских боев, состязаний атлетов, торжественных
погребальных шествий, в единичных случаях встречаются сцены охоты и пейзажи.
В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка
в Корнето, где фигурируют боги подземного царства - Гадес и Персефона - и
трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона. Судя
по мифологическим сюжетам, этрусская религия и мифология имели мрачный
характер, были лишены светлой гармонии миропонимания греков. Характерным
видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с
фигурами умерших. Саркофаг из Черветри 6 в. до н. э. представляет собой ложе
(длиной 1,73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета.
Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам в целом
присуща большая образная и пластическая выразительность; это же можно
сказать и об угловатых по ритмике движениях рук. В лицах, несмотря на
сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка),
чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.

Религия.

О религии этрусков известно мало, хотя местные божества и демоны постоянно
присутствуют, скажем, в росписях погребальных камер. Этруски почитали троицу
высших небесных божеств: Тина - римского Юпитера, Уни - римскую Юнону,
Мнерву - римскую Минерву. Троице небесной соответствовала троица божеств
подземных: Мант - римский Либер-Вакх, Мания - римская Прозерпина, и третья
богиня, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру. Свиту
верховного бога Тина составляли 12 богов-в их число входили, в частности,
Сетланс - римский Вулкан, Марис - римский Марс, Сатре - римский Сатурн.
Существовали и иные божества, которыми управлял Тин, громовержец, мечущий
молнии сначала в предостережение виновным, а затем в наказание им. Храм у
этрусков часто имел три помещения, каждое из которых было посвящено одному
божеству. Такие божества составляли триады Здание стояло на высоком помосте,
переднюю сторону которого занимала каменная лестница. Кроме того, весь храм
был обнесен стеной Отметим, что этрусское храмостраительство явилось для
Италии совершенно новым этапом ее культурного развития, так как до этрусков
почитание италийскими племенами богов, духов и сил природы происходило
только у источников, в пещерах, лесах и священных рощах

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению
обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с
мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью
утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира,
откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота),
прибыли предки этрусков - тиррены и пеласги. Восточными чертами Э. м.
являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти,
религиозные атрибуты - двойной топор, трон и др., сложная космогоническая
система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе
соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих
островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с
олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их
переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.
Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором
верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя -
подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами
позволял по расположению светил в верхней - видимой предсказывать судьбу
человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и
недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и
демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя
структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым
спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus)
сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и
душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали
существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света;
при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную -
добрых. Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев
известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели
гадательной печени из Пьяченцы. В отличие от греческой мифологии, Э. м„ как
правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в
триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их
местом в религиозной иерархии. К древнейшим религиозным представлениям
эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих
свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отождествлявшийся с
греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин
повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей,
вторым - пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами,
третьим - самым страшным - карал, лишь получив согласие избранных богов.
Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём
богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав
этрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало "подательница",
считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой
Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих
городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в
основанном этрусками в кон. 6 в. до н. э. Капитолийском храме в Риме
почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремёсел и
ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которой
соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу,
отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался
этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс,
соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней,
проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту - хозяину подземного огня и
кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей
наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под
именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на
зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него
характерные атрибуты морского божества - трезубец, якорь. Среди этрусских
божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс,
соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской.
Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним,
чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с центром в
Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна
(римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным
чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола,
иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации
локального хтонического божества в "главного бога Этрурии", как его называет
Варрон (Antiquitatum rerum... V 46). К числу богов "небесной долины" этруски
относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом
Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке -
грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует
представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис
(римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности,
в другой - войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Май-ус -
хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса,
впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного
царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и
Персефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств
были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на
определённые её функции - мудрость, искусство и др. Наряду с культом богов у
этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились
на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии
демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных,
оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны
нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару
(Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон,
сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару -
зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и,
наконец, под влиянием греческой мифологии - проводник душ в подземном
царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего
имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные
черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или
исполнители воли богов преисподней. Из культа божественного множества
демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная
обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она
изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были
зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях
эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус - остаётся невыясненным. По аналогии с
римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами,
покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны
(римские маны) - добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась
Ванф. Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные
из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам,
связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских
гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен
смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших. Вся
Этрурия с ее городами рассматривалась как некое магическое отражение
Небесного мира. Подобные представления характерны для древних
космогонических систем - таких, как вавилоно-ассирийская и египетская.

Ежегодно в начале весны, т.е. в марте, представители (principes) всех 12
городов собирались у храма Вольтумна и избирали главу союза - претора.
Исполнение должности сводилась, в основном, к выполнению почетных и
культовых обязанностей, на что указывают ряд авторов. Но кроме того, в
случае необходимости, претор возглавлял этрусскую армию и осуществлял
политические и экономические действия от лица всего союза. Таким военным
руководителем был царь города Клузия Порсена, которому было поручено вернуть
в Рим изгнанных оттуда Тарквиниев Храм Вольтумна находился недалеко от
города Вольсинии и был окружен священной рощей (Liv. IV, 25, 7; V, 1, 5; VI,
2, 2; X, 16). Одновременно с выбором претора проводились всеэтрусские
спортивные игры, посвященные богам, и весенняя ярмарка Так, Дионисий
Галикарнасский в своем обширном труде об основании Рима пишет: "Как
некоторые рассказывают, принесли (этрусскому царю в Риме Тарквинию Древнему
(рубеж VII-VI вв. до н.э.) 12 топоров, по одному из каждого этрусского
города. Это, как кажется, этрусский обычай, что перед каждым правителем идет
ликтор, который кроме связки прутьев несет и топор. И каждый раз, когда эти
12 городов предпринимали совместное выступление, они передавали эти
двенадцать топоров одному правителю, которому поручали общее командование".
Сами связки прутьев с воткнутыми в них топорами означали право применения
телесного наказания и право казнить провинившихся Достаточно подробное
описание этрусского жилища приведено в книге Германа Вейса "История
цивилизации". Он пишет: "У этрусков преобладали четырехугольные постройки:
дом состоял из просторного четырехугольного покоя, вокруг которого
пристраивались боковые, меньшие помещения. В среднем покое был очаг, из-за
которого закопченная дымом комната называлась черной. Тут же помещался
алтарь домашних богов, супружеское ложе и стол. В потолке было проделано
небольшое отверстие, которое можно было закрыть на случай дождя деревянной
заслонкой, а под ним был вырыт небольшой бассейн для дождевой воды. Выход
был прямо на улицу под навес крыши. Площадка снаружи перед дверью называлась
вестибюлем или местом одевания. Такое же внутреннее устройство ввели у себя
и римляне, переняв его у этрусков". Жилые постройки этруски возводили на
фундаменте из туфа, местного камня вулканического происхождения. Стены
строились из слабообожженной глины, потолки имели деревянные перекрытия.
Крыши часто покрывались черепицей. Дома у этрусков были расписаны изнутри. В
некоторых домах, например, в порту Грависке, сохранились внутренние росписи.
Роспись дома изнутри во многом соответствовала росписи храма. Украшения на
карнизах домов по своему характеру были сходны с храмовыми украшениями. В
архитектуре как домов, так и храмов этрусков широко применялись антификсы в
виде розеток, женских голов, животных. Чаще всего встречалось изображение
лошади. По представлениям этрусков, лошадь была проводником в Загробный мир,
а при повсеместном культе предков, ее изображение рассматривалось как символ
связи потомков с умершими поколениями, с их сакральной силой и помощью
Довольно часто встречалось изображение Горгоны - хозяйки Подземного мира.
Она изображалась с высунутым языком, который означал "смерть Смерти", что
одновременно являлось указанием на "вечную жизнь" души и служило символом
отпугивания несчастья

Так, в Аквароссе некоторые дома были покрыты черепицей, расписанной фигурами
животных или украшенной их рельефными изображениями. Рисунки не были видны
проходящим по улице. Их было видно только сверху, "с небес". Посредством
этих рисунков горожане оберегали свои жилища от гнева небесных богов и
осуществляли с ними постоянную связь. На черепичных крышах этих домов
найдены изображения (белым на красном фоне) - коней (стихия воды), змей
(стихия земли), аистов (стихия воздуха). Скорее всего, этрусский обычай
выноса мертвого тела через специальное отверстие (а славянский - через
разобранную часть дома) связан с сакрализацией порога дома. Такое
мистическое отношение к порогу прослеживается также в Риме. Вынос покойного
через порог мог расцениваться как прерывание с ним сакральной связи. В более
поздние времена, возможно, под влиянием Рима, как государства с чисто
патриархальным стилем культуры и правления, роль женщины в Этрурии
снижается, из ее рук исчезает предмет женской магии - зеркало. Снижение роли
женщины в Этрурии в ее позднюю эпоху видно и из того, что после IV в. до
н.э. на саркофагах стали изображать не обнявшиеся полулежащие пары, а
лежащего мужчину и женщину, сидящую у его ног. Роль женщин в Этрурии и
матриархальные родовые связи широко подтверждаются мемориальной эпиграфикой
- с надписями на надгробиях с указанием рода матери усопшего Гадания.
Этрурия, "мать и родительница суеверий", создала также весьма сложную
систему гаданий, которая должна была дать человеку возможность узнать волю
богов и избежать несчастья. Правила гадания, позднее усвоенные в Риме,
назывались там "этрусская наука". Гадали по внутренностям жертвенных
животных, особенно по печени, ведь по этрусским верованиям, принесенным с
Востока, каждой из 40 частей, на которые древние делили небо, соответствует
определенная часть печени, поэтому для гаданий изготавливали модели печени с
делением на 40 частей. Так, в Пьяченце найдена в 1877 г. бронзовая модель
печени, аналогичная тем, что встречаются при раскопках в Малой Азии и
Месопотамии. Сохранились тексты с описанием правил гадания по молниям,
ритуалов, которые необходимо соблюдать при основании города, и т.п. У
этрусков существовали большие жреческие коллегии, две основные из которых
назывались гаруспиками и авгурами. Вся жизнь этрусков была ритуализирована
жрецами, которые руководили праздниками и церемониями, трактовали волю богов
и проводили их умилостивление. Не только каждое сколько-нибудь значительное
решение требовало обращения к богам и духам предков, но и весь повседневный
быт рассматривался как совокупность примет, божественных знамений и
выполнения воли тех или иных богов, поэтому жрецы у этрусков имели узкую
специализацию. Например, были специальные гадатели по полетам птиц,
называвшиеся avispices: они должны были знать виды птиц, определять, сколько
их в небе, учитывать траекторию их полета. Священнослужители пользовались
значительной властью и влиянием на дела государства.

Этрусские жрецы достаточно успешно занимались медициной. Они знали целебные
свойства источников и многих растений. Теофраст, греческий ученый, живший в
IV-III вв. до н.э., в сочинении о растениях пишет: "...Эсхил говорит в своих
элегиях, что народ этрусков - это народ, знающий лекарства". Римский историк
Марциан Капелла подтверждает это мнение: "Этрурия, прославленная открытием
лекарств". Этруски считались хорошими стоматолагами. В этрусских гробницах
найдены зубные протезы, два из которых экспонируются в музее города
Ливерпуля. Один из них представляет собой 4 золотых кольца, которые
стягивали 4 зуба. Боковые кольца крепились на здоровые зубы, а внутренние
содержали протезы. судьбах умерших" - "Libri acheruntici".

Священные книги были трех родов. В одних описывалось гадание по
внутренностям жертвенных животных - гаруспика, они связывались с учением
Тагеса - "Libri haruspicini". В других, связанных с учением нимфы Вегойи,
приводилось описание гадания по молниям - "Теория молний" - "Libri
fulgurales", там же содержались рациональные сведения о небе и небесных
телах. Во вторую категорию входили книги, в которых говорилось как
закладывать города, строить храмы, как управлять государством, об
организации племен, курий, армии и суда - "Libri rituales" (Serv. Aen., VI,
72). В третью категорию входили книги о мертвых, рассказывающие о смерти и
посмертной жизни - "Libri acheruntici", а так же книги о предзнаменованиях и
судьбах - "Libri fatales". О существовании у этрусков книги предсказаний
говорит несколько интересных фактов. Вергилий, знакомый с этрусскими
священными книгами, в IV эклоге "Энеиды" указывает на наступление нового
века, в связи с рождением младенца - божественного отпрыска. В книгах
третьей категории, по свидетельству античных авторов, кроме того, излагались
взгляды о сотворении Мира и его судьбе. У этрусских, а потом и римских
жрецов существовала еще одна разновидность книг "Ostentario" - "собрание
чудес". Отметим различный подход к чуду у римлян и этрусков. Упорядоченная
жизнь Рима выработала отношение к любому чудесному явлению, как к чему-то
угрожающему. У этрусков чудо могло нести в себе как положительное, так и
отрицательное предзнаменование.

Гаруспики, при гадании по печени, особое внимание уделяли caput iocineris -
пирамидальному отростку, который виден и на модели печени из Пьяченцы. Если
отросток был большим, то это предвещало радость и процветание, маленький -
несчастье и даже смерть. В том случае, если отросток был расчлененный,
городу грозила война и раскол. Нарост на вершине отростка, подобный венцу,
толковался как указание на победу в войне.

Даже в VII в. н.э. издавались указы о том, чтобы гаруспики не занимались
пророчеством. Одеяние гаруспика можно реконструировать по бронзовой
статуэтке из музея виллы Джулия. Гаруспики носили шерстяной головной убор,
заостренный кверху и грубую шерстяную одежду древних времен, на которой не
должно было быть узлов. Для жертвоприношения они имели специальный
ритуальный бронзовый нож с рукояткой в виде стилизованной статуэтки, с
широким лезвием, который крепился к плечу священнослужителя. Коллегия
гаруспиков формировалась из аристократических семей и пользовалась многими
привилегиями и большой властью, так как к гаруспикам часто обращались за
гаданиями как к оракулам.

Для наблюдения за божественными знаками жрец умозрительно строил священное
пространство с помощью способа ориентации по сторонам света. Земной круг
делился на две основные части. Как объясняли гаруспики, правая часть- север,
левая - между восходом и закатом солнца, потому что оттуда смотрят Солнце и
Луна. При этом, правая часть считалась благоприятной, а левая - несчастной.

Плиний описывает данный обряд следующим образом: "Этруски делили небо на 4
части. Каждая из этих четвертей делилась в свою очередь на 4. Восемь первых
частей в северном направлении были слева, а восемь других - противоположных
- справа. Наблюдатель стоял в направлении к югу. Левые части благоприятные,
потому, что эта сторона является началом мира; наиболее неблагоприятными
были те части, которые начинались на западе и шли к северу (авгуры) -
гадатели по грому и молнии - могли вызывать грозу.

По римским источникам, авгур мог интерпретировать падение молний,
землетрясения, падающие звезды, кометы. Предсказания гаруспика считались
настолько важными, что когда один из них по полету кометы предсказал конец
этрусской цивилизации, его предсказание было воспринято как непреложная
истина. В связи с этим прорицанием уточним, что столь существенные
пророчества рассматривались всей коллегией жрецов. Трактовка полета кометы -
это не мнение одного человека, пусть очень уважаемого, а коллективное
решение целой коллегии.

Авгуры носили высокую коническую шапку - пилеум, выкроенную из шкур
закланных животных, крепящуюся под подбородком кожаной лентой. Если бы шапка
сползла, это могло быть расценено как плохое предзнаменование. Жрец носил
тунику и поверх нее накидку с бахромой, скрепленную широкой пряжкой. Вполне
очевидно, что авгуры - коллегия жрецов, пришедшая в Этрурию вместе с
народом, имевшим развитые космогонические и эсхатологические построения, а
гаруспики - жрецы народа более архаического, стоящего на более низкой стадии
развития космогонии и мифологии, сохранявшие древнейшие черты европейского
шаманизма. В течение веков религиозные и ритуальные представления народов,
составивших этрусскую нацию, образовали интереснейший сплав верований,
который мы и называем этрусской мифологией и космогонией

Письменность, язык.

Уже в 7 в. до н.э. этруски имели письменность. Известно большое число
надписей (около 10 тыс.), преимущественно очень кратких. В древнейших
памятниках письмо шло справа налево., границы между словами часто не
отмечались. Л. Агостиниани склонен рассматривать содержание договора как
продажу земли владельцами латифундии Петру Сцевасом и Кузу пятнадцати мелким
собственникам. Однако, думаю, его предположение небесспорно. Если учесть,
что надпись датируется концом III или II века до новой эры, можно скорее
думать об обратном процессе - приобретении крупными латифундистами земли у
разоряющихся мелких собственников. "Небольшие участки бедняков,
расположенные поблизости от принадлежавших им участков, богатые отчасти
скупали с их согласия, отчасти отнимали силой", - писал Аппиан о времени,
предшествовавшем реформам братьев Гракхов. Мы знаем об этом бурном времени
из трудов римских историков и по излагаемым ими законам. Единственный же
подлинный документ, как это ни парадоксально, оказался на этрусском языке. И
это именно Кортонская таблица. От ее правильного прочтения зависит понимание
ситуации этого времени. Текст, который может стать хрестоматийным для
изучения изменений в аграрной сфере, сейчас лежит на столе исследователей.
Интересно, что в нем речь идет как раз о той самой области, проезжая через
которую по пути в Иберию, Тиберий Гракх и наблюдал картину превращения
земель, некогда обрабатывавшихся мелкими собственниками, в огромные
латифундии.

Поистине Кортонская таблица - подлинное событие в истории этрускологии! И
вот еще почему. Римские авторы, подробно сообщая о вкладе этрусков в области
религии, политической организации, искусства, военного дела, ничего не
говорят об их законах. Имеется единственное свидетельство о публичном
решении городских дел царем Вей. Нет никаких сведений ни об этрусских
юристах, ни об ораторах, и о наличии последних можно лишь догадываться по
бронзовому изображению с вытянутой в ораторском жесте рукой. Не известен нам
и ни один из этрусских законодательных актов, которые наверняка должны были
существовать до времени появления римских законов "XII таблиц", ведь
представитель династии Тарквиниев Сервий Туллий оставил, судя по сообщению
Тита Ливия, письменное описание идеальной конституции. История его подобна
детективу. Семь лет назад в старинном итальянском городке Кортоне,
основанном еще до этрусков пеласгами, к карабинеру подошел человек, передал
ему разделенную на восемь частей медную доску с этрусским текстом (вернее,
семь частей этой доски, поскольку восьмая была утрачена) и сообщил, что
доска найдена при ремонтных работах в каком-то здании, каком - неизвестно.
Надпись была немедленно передана в музей и получила название Кортонской
таблицы, но публиковать ее не торопились. Чтобы понять текст, важно было
знать место находки. Далеко не безразлично, находилась ли она на территории
некрополя в каком-то из домов или мастерских древнего города. Семь лет
длилось расследование. Поначалу ждали, что лица, обнаружившие ее, сами
сообщат, где ее нашли, чтобы получить денежное вознаграждение. Но они
молчали. Лишь однажды, когда в местной газете было высказано предположение,
что скорее всего она могла быть обнаружена неподалеку от железнодорожного
вокзала, последовал анонимный звонок: "Не там". Что же это за текст?
Относится он к самому концу III или к началу II века до новой эры.
Выгравирован на прямоугольном медном листе толщиной в два миллиметра,
размером около 50 ґ 28 сантиметров. Состоит из сорока строк: восемь - в
верхней части одной из сторон таблицы (текст А), тридцать две строки
полностью занимают верхнюю часть другой стороны (текст В). Тексты, как
показало исследование в реставрационном центре Тосканы, нанесены не обычной
для надписей техникой вырезания по холодной поверхности, а тем методом
работы по неостывшему металлу, каким создавались в бронзолитейных мастерских
изделия с рельефами.

Влияние на Рим. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в
616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для
которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От
них римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и
вооружение армии, инсигнации (знаки власти) государственных лиц. Этрусская
религия и мифология оказали влияние на римскую религию и мифологию. Историк
Тит Ливии прямо сообщает, что римляне заимствовали это у этрусков. Заметим,
кстати, что там же, в Этрурии, впервые начали пользоваться такими эмблемами
патрицианского достоинства, как золотой шарик, который носили на шее, и тога
с пурпурной каймой. От этрусков взяли римляне и обычай пышно справлять
воинские триумфы, ведь этруски видели в победоносном полководце воплощение
своего высшего божества: подобно этому божеству - богу неба Тину, победитель
в золотой диадеме, с жезлом из эбенового дерева, в пурпурной тунике,
расшитой изображениями пальм, въезжал на золотой колеснице в святилище.
Близок к этрусскому культу границ города римский культ бога Термина. У
римлян существовал бог Термин, который был покровителем пограничной межи,
пограничных камней между земельными участками, а также границ города и
государства. Этрускам законы межевания, по преданию, были дарованы нимфой
Вегойей и эти законы считались священной основой Этрурии. Поэтому у нас есть
все основания полагать, что священные обряды римлян, связанные с богом
Термином, были ими заимствованы у этрусков, тем более, что культ бога
Термина и священные церемонии с ним связанные, были введены в Риме царем
Нумой Помпилием, который был одним из первых царей Рима и хотя был сабином,
но скорее всего, был знаком с этрусскими религиозными обычаями и обрядами



Hosted by uCoz