Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех
завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались
настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды
греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи
особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью
которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица.
Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии
классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно
распространенным видом искусства была мозаика и обработка, драгоценных
металлов и бронзы.

В живописи, где римляне также выказали себя усердными учениками греков, они
проявили больше оригинальности, чем в скульптуре, К сожалению, живопись
менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось
меньше, чем примеров второй. Исключением следует считать настенные фрески,
обнаруженные археологами в домах Помпеи, Геркуланума и Рима. Их выделяют
приятные цвета, живые краски, свобода живописной манеры, свидетельствующие
об огромном таланте римских художников. Рим отличался портретным искусством,
там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов
тут же создающих портреты горожан.

Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов,
использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и
воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники
часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. О живописи эпохи
Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены
домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой
традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами.
Орнаментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснялась
имитацией архитектурного декора и свелась в итоге к живописи и скульптуре
«тромлей», что отражало тяготение к пышности.

Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом
в результате извержения вулкана Везувия. Они показывают, что художники
свободно владели всеми живописными средствами, (богатой палитрой, игрой
света и тени, точным рисунком и т. п.). Станковая живопись не сохранилась,
но из письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду
с жилищем римляне расписывали -домашнюю мебель и посуду.

В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для
выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства,
престижа, статуса.




Hosted by uCoz