История Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э.
Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли,
сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический, доходящий иногда
до беспощадности характеристик портрет в скульптуре, высокие образцы
монументальной живописи и произведения прикладного искусства. Римское
искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но выросло
оно на земле, где уже была собственная, древнеиталийская культура, начало
которой восходит еще к III тысячелетию до н. э. и в которой наиболее
интересным и развитым было искусство этрусков.

Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Большинство
исследователей склоняются к их малоазийскому происхождению. Уже в VIII в. до
н. э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы.
Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными
дорогами и мостами. Это были маленькие военно-жреческие рабовладельческие
города-государства с царями во главе. Как и греки, этруски были язычниками,
многобожниками, но их религия была мрачнее, в ней большую роль играли
божества смерти, загробного мира, а главными богами были Юпитер, Юнона и
Минерва (что соответствовало греческим Зевсу, Гере и Афине), и потому многие
храмы имеют интерьер, разделенный на три целлы.

Архитектура этрусков близка греческой, но этруски использовали камень только
в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены — из сырцового кирпича.
Этрусский храм стоит на высоком постаменте — подиуме, к колоннаде портика
ведет лестница. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и
статуями, но из терракоты. Эти скульптуры VII—VI вв. до н. э., периода
расцвета этрусков, по стилю соответствуют греческой пластике времен архаики,
но много условнее, орнаментальное и динамичнее. Жилища этрусков имели
строгую осевую композицию, но были самой разнообразной планировки, от
прямоугольных до круглых. Представление о них дают сохранившиеся до нашего
времени гробницы.

О жизни этрусков можно многое почерпнуть из росписей гробниц, высеченных в
скале или возведенных из камня наподобие кургана. Стены гробниц расписаны
сценами заупокойного культа, изображениями охот, пиров, состязаний, битв,
сюжетами из мифологии. Из них мы узнаем и многие детали быта: костюм,
утварь, мебель, даже типы музыкальных инструментов (роспись гробницы
«Пирующих»; начало V в. до н. э., Тарквинии).

У этрусков рано развилась скульптура. Еще терракотовые погребальные урны
VII—VI вв. до н. э., в которых хранился пепел умерших, имеют крышки с
изображением фигуры или бюста усопшего, всегда портретного характера,
лаконичного и выразительного. Такого же типа полуфигуры украшают крышки
саркофагов. Изображение условно, в чем-то схематично, но одной-двумя
деталями мастер умеет создать вполне реальный образ.

Этрусская керамика близка греческой по форме, но отличается техникой
исполнения. Этруски обжигали сосуды до черноты, почему они и получили
название «буккеронеро» — «черная земля», полировали так, что они походили
скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным
рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц (собрание этрусских
ваз в Эрмитаже). Этруски — искусники в ювелирном деле, знали зернь и
филигрань, но особенно славились в бронзовом литье. Именно этрускам
принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н. э.),
сохраняемая и по сей день в Риме как величайшая реликвия, ибо напоминает
знаменитую легенду о создании Рима.

С V в. до н. э. начинается упадок этрусских городов, их главным соперником
на море становятся Сиракузы. В IV в. до н. э. Этрурия попадает под власть
Рима, и с этих пор римское искусство уже играет главную роль. Но традиции
этрусского искусства несомненно сказались на формировании искусства Древнего
Рима.



Hosted by uCoz