Основные принципы древнеримской архитектуры, как и древнеримского искусства,
сформировались ко времени республики (IV—I вв. до н. э.).

Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне
положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место
принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества
людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В
перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы,
алтари, гробницы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе
равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений,
богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели
инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы)
как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили
новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы
греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с
арочной конструкцией. Не меньшее значение в развитии римской культуры имело
искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и
городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и
гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место
тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда
масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных
сооружений.

Всемирную известность приобрели римские дороги, не потерявшие своего
значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени
значимости): военные или государственные, стоявшие в ведении центральной
власти, малые, принадлежащие общинным магистратам, частные и полевые.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно
изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество
огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ
строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало
невозможным: а Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение
принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать
задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и —
что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров,
переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и
неквалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять
раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая
технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого
камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания
раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон».
Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию
местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень
прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась
быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все
преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм,
применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий,
рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты
римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская
мальта» для химиков является загадкой и сейчас.

Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости числовых закономерностей,
они знали три вида чертежей: ихнографию, скенографию и ортографию. Их
отличие заключается в особенностях и закономерностях применения циркуля и
линейки при выполнения очертаний плана на поверхности земли.

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового
строительства стал Пантеон — храм всех богов, построенный в 118—125 гг.
Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни
по конструктивному решению. Это грандиозный кругли храм, перекрытый чашей
купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного
портика, увенчанного фронтоном. Построенный путем использования
кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными
мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в
зените купола (диаметр 9м).

Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне
проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и
проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и
помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились
помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед,
выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые
помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более
человек. Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому
к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки
(мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах.
Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков
километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную
картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда
трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом,
сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных
форм и конструкций.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют
зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей —
амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре
находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был
построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том
числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные
особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и
общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой.
Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и
разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского
декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя
различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания,
меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и
многообразные детали.

В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и
не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили
пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и историческйй
рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.

Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид
творчества он сложился с начала I в. до н. э. Римляне по-новому понимали
этот жанр: в отличие от греческих скульпторов они пристально и зорко изучали
лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре
наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей,
наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной
форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика
людей, их нравов и идеалов.

Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в
пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и
пешие статуи — памятники выдающимся личностям. В честь памятных событий
устанавливались триумфальные сооружения — арки и колонны.

В Риме него провинциях были возведены сотни таких сооружений. Грандиозные
колоннады, расположенные вдоль улиц, украшали многие центральные и
провинциальные города.




Hosted by uCoz