Собственно говоря, в Списке объектов Всемирного наследия фигурирует более
широкая формулировка об «историческом центре Рима», под которой можно
понимать наслоения, оставленные в материальном облике Вечного города самыми
разными эпохами. Но все же несомненно, что в этом «слоеном пироге» наиболее
интересную и уникальную часть образуют объекты именно Древнего Рима.

Античный Рим был таким большим городом и располагал таким количеством
архитектурных памятников, что описанию их посвящена поистине огромная
литература. Так что нет ни необходимости, ни возможности характеризовать
облик Вечного города в сколько-нибудь полном виде. Тем более, что, как метко
заметил еще Стендаль в своих объемистых «Прогулках по Риму», изданных в 1829
г., «в центре Рима нет ни одного туаза почвы, которого не занимали бы
последовательно пять-шесть зданий, равно знаменитых». Следовательно,
правильнее всего вести речь только о том, что сохранилось до наших дней.
Представляется, что сделать это лучше всего по историческим эпохам развития
города. Ведь история Древнего Рима - отрезок времени, охватывающий более
тысячи лет.

От самого раннего этапа римской истории, царского, до наших дней дошло очень
немногое. Прежде всего это руины крепостной стены, ограждавшей город в те
времена. Она была сооружена из квадратных глыб вулканического камня шестым
по счету царем Рима Сервием Туллием и имела длину 11 км. Наиболее
сохранившиеся ее остатки теперь можно видеть при подъезде к римскому вокзалу
Термини.

От второго, республиканского, этапа, который продолжался четыре с половиной
столетия, уцелело больше архитектурных памятников. Это прежде всего руины
главного гражданского центра города - Римского Форума (Форо Романо), где
происходили все важнейшие события политической и экономической жизни -
народные собрания, судебные разбирательства, церемонии религиозных обрядов.
К концу республиканского периода Форум принял уже вполне законченный
архитектурный облик - с общественными зданиями, храмами, арками,
колоннадами, статуями, священной дорогой (Виз Сакра), а также торговыми
рядами. Однако со временем все его сооружения оказались глубоко под землей,
и это место, где выпасали коров, стали так и называть - Коровье пастбище
(Кампо Ваччино). В XIX в. здесь начали раскопки, и теперь на заповедной
территории Форума можно увидеть остатки древних храмов и колоннад.

От эпохи поздней республики до нас дошел храм Весты, богини домашнего очага
и покровительницы государства. Жрицы Весты, девушки-весталки, обязаны были
поддерживать в храме вечный огонь. На протяжении всей «службы», которая
продолжалась как минимум 30 лет, они должны были хранить обет целомудрия (за
его нарушение весталок живыми закапывали в землю, а их соблазнителей душили
и забивали камнями). Здесь же, у подножия Капитолийского холма, возвышаются
мрачные темно-серые руины аркад Табулариума -здания, предназначавшегося для
хранения архивов республики.

Далее наступила эпоха ранней Римской империи, охватившая период I в. до н.э.
и I в. н.э., когда в стране правили династии Юлиев-Клавдиев, а затем
Флавиев. В современном Риме она представлена несколькими объектами
действительно всемирного значения.

К их числу относятся так называемые Императорские форумы. Первый из них
начал строить еще Юлии Цезарь, посчитавший, что старый Форум Романо стал уже
тесен для разросшегося города. Этот форум с храмом Венеры был достроен уже
при преемнике Цезаря Августе, который кроме того воздвиг рядом с ним свой
роскошный форум с храмом бога Марса. О размерах этого храма, которым некогда
восторгался еще римский поэт Овидий, и поныне свидетельствуют три коринфских
колонны высотою по 18 м. Видимо, не случайно родившееся еще в те времена
утверждение о том, что «Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным».
Позднее рядом с форумом Августа возник форум императора Веспасиана Флавия. А
у подножия Палатинского холма и в наши дни высятся мрачные руины
императорских дворцов.

К числу очень хорошо сохранившихся памятников Рима этой эпохи относится
мраморная Триумфальная арка сына Веспасиана Тита на форуме. Она была
воздвигнута в честь удачного похода римлян на Иерусалим (им удалось взять
этот город и разграбить его знаменитый храм). На рельефе арки изображены
император на триумфальной колеснице, вступающий в Рим, и трофеи, захваченные
в иерусалимском храме. В преддверии Рима прибывающие в этот город могут
увидеть огромные аркады акведука Клавдия, одного из десятка подходивших к
городу водоводов, «сработанных еще рабами Рима».

Но, пожалуй, самый знаменитый из архитектурных памятников периода ранней
империи, один из главных символов всей римской античности - амфитеатр
Флавиев, или Колизей. Строительство его было начато императором Веспасианом
в 75 г. н.э., а закончено его сыном Титом в 80 г. В плане Колизей имел форму
эллипса размером 180 на 156 м при высоте 50 м; не случайно его название
обычно производят от латинского «колоссео» -громадный. Построенный из
коричнево-желтого травертина, туфа и кирпича и вмещавший более 50 тыс.
зрителей, он был предназначен для гладиаторских боев и других массовых
зрелищ, которые, как известно, были неотъемлемой частью римской цивилизации.
По случаю открытия амфитеатра император Тит объявил стодневные игры, во
время которых на его арене сражались несколько тысяч гладиаторов и было
затравлено 5000 зверей! Так и всплывают памяти строки из стихотворения
Лермонтова «Умирающий гладиатор»:

Ликует буйный Рим...торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена...

Хотя до нового и новейшего времени от античного Колизея дошла только его
часть, но и она оставляет неизгладимое впечатление у всех, кто его посещал и
посещает. Путешествовавший по Европе Марк Твен назвал его царем всех
европейских развалин.

Архитектурный облик Колизея можно восстановить по достаточно хорошо
сохранившемуся его южному фасаду. Видно, что он имел четыре яруса (нижний из
них предназначался для императорского двора, второй - для членов знатных
семей, третий - для простого народа, а четвертый с деревянными скамьями -
для женщин). Три нижних яруса представляют собой сквозные аркады, значение
которых не только декоративное: благодаря им амфитеатр быстро заполнялся и
освобождался. Внутри эллипса, под бывшей ареной, раскопаны подвалы для диких
зверей, приспособления, подававшие на арену воду в дни представлений морских
битв (навмахий), служебные помещения. Люди, животные, декорации попадали
отсюда на сцену при помощи сложной системы коридоров-проходов и подъемников.
В сильную жару или дождь над всем амфитеатром на специальных мачтах
натягивали парусиновый тент.

Конструктивные особенности самого большого амфитеатра античьости, широко
использовавшиеся в последующие эпохи, впечатляют и в наши дни. «Взобравшись
на высоту третьего этажа Колизея, - пишет Г.Д. Богемский в книге о городах
Италии, - проникаешься восхищением перед искусством архитекторов древности,
умевших возводить огромные сооружения столь гармоничными, что они не
подавляют своей тяжестью, не кажутся массивными и даже большими».

От эпохи поздней империи до нас дошло еще больше архитектурно-исторических
памятников Рима. В особенности это относится ко II в., когда у власти
находилась императорская династия Антонинов; недаром второе столетие нашей
эры нередко называют золотым веком Древнего Рима. Можно выделить по крайней
мере три особо впечатляющих памятника той эпохи.

Это знаменитая колонна Траяна и часть базилики - все, что осталось от
некогда самого великолепного из императорских форумов. Колонна Траяна была
воздвигнута в честь побед императора, который умер в Сирии во время военного
похода. Поверхность этой 38-метровой колонны обвивает (24 витка) спиральный
рельеф-фриз длиной 300 м, увековечивший покорение Траяном Дакии. На нем
можно увидеть сцены жизни даков, подвиги римских легионеров и самого
императора, который фигурирует на рельефе более 80 раз.

Далее, это Пантеон, построенный сменившим Траяна императором Адрианом и
сохранившийся лучше других античных памятников Рима. Пантеон -удивительно
пропорциональный круглый храм, имеющий одинаковые (43,5м) диаметр и высоту.
Стены шестиметровой толщины обеспечивают тот запас прочности, который
необходим для поддержания огромного купола, представляющего собой настоящее
чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Послуживший
прообразом куполов собора Св. Петра в Риме и церкви Санта-Мария дель Фьоре
во Флоренции, он даже немного превосходит их своими размерами,
превзойденными только в XX в. Круглое девятиметровое отверстие в центре
купола - «глаз Пантеона» - служит единственным источником света для его
внутреннего интерьера, где могут свободно разместиться 2000 человек. В
небольших нишах, расположенных вдоль стен храма, находятся гробницы
итальянских королей. Но наибольшее внимание привлекает левая ниша, где
покоится прах одного из величайших художников Италии - Рафаэля. Пантеон был
объявлен папами «храмом всех богов», иначе говоря, храмом самой божественной
идеи, символизирующим покой, гармонию, духовность. Но ведь все это и ныне
ценится не меньше, чем два с лишним тысячелетия назад. Наверное, прав был
Стендаль, написавший: «Достаточно двух мгновений для того, чтобы
проникнуться его красотой».

Наконец, это мавзолей Адриана, построенный на правом берегу Тибра для самого
императора и членов его семьи. Но первоначальные функции он выполнял
сравнительно недолго, будучи сначала превращен в предмостное укрепление, а в
средние века - в неприступный замок, в случае необходимости служивший
убежищем для римских пап. Тогда же бывший мавзолей получил название замка
Св. Ангела - по украсившей его статуе ангела с мечом. До самого конца нового
времени сначала папы, а затем короли использовали его в качестве тюрьмы.
Несмотря на многочисленные перестройки, мавзолей Адриана также во многом
сохранил свой первоначальный облик огромной цилиндрической башни.

От «золотого века» в Риме осталась и бронзовая конная статуя императора
Марка Аврелия, послужившая затем эталоном для многих европейских памятников.
Интересно, что это единственная уцелевшая в средние века древнеримская
конная статуя. Считают, что от уничтожения христианами ее спасла ошибка:
статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не
«язычника» Марка Аврелия.

К поздней Римской империи относится правление династии Северов (III - IV
вв.). Об этой эпохе в Риме напоминают прежде всего руины терм и триумфальные
арки.

Знакомясь с руинами римских терм, нужно иметь в виду, что в жизни города они
выполняли одну из центральных функций, будучи не просто банями в прямом
назначении, но и чем-то вроде клубов, мест развлечения и занятий спортом.
Примером тому могли служить самые большие из римских бань - термы Каракаллы,
занимавшие территорию 340 х 330 м. Ядром всего комплекса было главное здание
терм, в котором последовательно располагались большой зал с бассейном,
роскошно декорированный главный зал с холодной, теплой и горячей банями, под
полом которого находилась сложная система водоснабжения, отопления и
канализации. По фасаду главного здания располагались комнаты для отдыха. А
само главное здание находилось в парке, где также были размещены две
палестры, место для соревнований атлетов, библиотечные залы и залы для
занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы могли вмещать одновременно
более 2000 человек. Ныне их кирпично-красные руины поднимаются на высоту
более 30 м. Летом их используют для проведения оперных фестивалей. А А в
термах Диоклетиана теперь находится национальный римский музей.

Из триумфальных арок той эпохи наиболее известны две - арка Септимия Севера
и арка Константина. Первая из них, высотой 20 м, была построена в честь
императора, именем которого она названа, и его побед над варварами. Вторая,
более поздняя, воздвигнутая в честь победы Константина над Мак-сенцием,
имеет три хорошо сохранившихся пролета.

В целом можно считать, что с античных времен в Риме сохранилось не так уж
мало памятников, особенно если учесть длительную и бурную историю Вечного
города. Ведь в середине I в., при императоре Нероне, в Риме вспыхнул
продолжавшийся целую неделю грандиозный пожар, буквально опустошивший город.
В V в., на самом закате империи, вандалы две недели грабили Рим, подвергнув
его страшному разрушению. Многие античные памятники погибли уже в средние
века. Например, в раннем средневековье римские папы и знать использовали
Колизей как источник строительного материала. В XV в. его вообще превратили
в настоящую каменоломню: из добытого здесь травертина построены многие
римские палаццо; даже металлическую арматуру выбивали из стен и снова
использовали. Именно тогда сложилась известная поговорка-каламбур: «То, чего
не разрушили варвары (barberi), разрушили Барберини» (фамилия нескольких пап
и кардиналов).

А в 30-х гг. XX в. Муссолини - из чисто амбициозных побуждений -
распорядился проложить через центральную историческую часть города парадную
улицу Императорских форумов, уничтожив при этом многие античные памятники.



Hosted by uCoz